Гендерная диверсификация

Наибольшим представительством женщин в руководстве компаний могут похвастаться скандинавские страны. Но даже в арабском мире их представительство растет

В Норвегии с 2007 г. действует квота на минимальное количество женщин в советах директоров публичных компаний – 40%; сейчас они занимают 44% мест. В Испании принят закон, по которому женщины должны составить 40% членов советов директоров к 2015 г. Но во многих странах подобные предложения воспринимаются в штыки. «Мы против любой дискриминации. Большинство людей не хотят получить работу только потому, что они чернокожие или женщины, – говорит Катя Холл, возглавляющая в Конфедерации британской промышленности (CBI) департамент по связям с наемными работниками. – Но мы должны добиваться того, чтобы женщины более активно продвигались на высшие руководящие посты».

В США, где женщины стали подниматься на эти посты раньше и более активно, чем в других регионах, они занимают 14,8% в советах директоров 500 крупнейших компаний по выручке, свидетельствуют данные исследовательской фирмы Catalyst, опубликованные в октябре 2008 г. В 12 компаниях женщины занимают пост гендиректора. Эти показатели почти не изменились с 2007 г.

По данным исследования, опубликованного в июне Европейской сетью женщин-профессионалов и рекрутинговой фирмой Egon Zehnder, женщины занимают всего 9,7% мест в советах директоров компаний, входящих в индекс крупнейших по рыночной капитализации в Европе – FTSE Eurofirst 300. Лишь в семи женщины являются гендиректорами, причем четверо из них – уроженки США.

Доля женщин в советах директоров крупнейших скандинавских компаний за два года выросла с 23% до 29%, а британских – практически не изменилась (11,5%). Но Холл из CBI указывает на интересную тенденцию – рост числа молодых женщин-директоров: они составляют 28% директоров в возрасте от 18 до 29 лет, правда, в основном в небольших компаниях.

А вот в советах директоров публичных компаний Омана и Кувейта женщин больше, чем в ряде развитых стран, – 2,7% против 2% в Италии и 0,4% в Японии. И это при том, что всего 30% женщин принимают участие в экономике арабских стран (в среднем по миру – 55%). Но в целом доля женщин в шести странах региона остается низкой – 1,5%, свидетельствует опрос Совета по сотрудничеству стран Персидского залива. Наиболее известные бизнес-леди арабского мира по-прежнему принадлежат к привилегированным слоям, но многие молодые женщины получают высшее образование и начинают заниматься бизнесом.