Переоценка

Рекомендованные компанией Apple цены на iPhone продержались всего две недели. Отсутствие ажиотажа заставило ритейлеров сделать скидку
С. Николаев

С 3 октября, когда начались официальные продажи iPhone в России, было реализовано 70 000–80 000 телефонов, оценивает компания «Связной», продавшая 12 000 гаджетов. Это намного меньше запланированного, замечает пресс-секретарь сети Елена Ноготкова. МТС, «Вымпелком» и «Мегафон», получившие от Apple статус дистрибуторов новинки, рассчитывали продать 1,5 млн телефонов до конца 2009 г., из которых до 500 000 штук – в этом году, объясняет она. Из-за невысокого спроса ритейлеры начали снижать цены. В итоге к 12 ноября большинство продавцов предлагали смартфон со скидкой в 1000 руб. от рекомендованных Apple цен (23 000 руб. за iPhone 3G 8 Гб и 27 000 руб. за iPhone 16 Гб). Скидок нет только у «Вымпелкома», Dixis, «Цифрограда» и Maczone.

Сами виноваты. Евгений Чичваркин

председатель совета директоров компании «Евросеть». «То, что Apple диктует цены, по которым надо продавать ее телефоны в России, и неудачный выбор дистрибуторов, для которых продажи техники являются непрофильным бизнесом [операторов сотовой связи], полностью убило интерес к iPhone»

Опрошенные «Ведомостями» представители компаний уверяют, что снизили цены в ответ на демпинг «Мегафона» и «Эльдорадо». Первый еще 3 октября предложил iPhone по 22 000 и 25 500 руб. тем, кто подключится к тарифу «А» без абонентской платы. Еще оператор выдает телефоны в аренду по цене от 49 руб. при подключении к тарифам с ежемесячной платой до 2800 руб. «Эльдорадо» переписала ценники через две недели после старта продаж – и решительнее, чем другие. В ее магазинах младшая модель iPhone без контракта стоит 20 300 руб., а старшая – 24 500 руб., рассказывает пресс-секретарь сети Илья Новохатский. По итогам года компания рассчитывает продать 13 500 гаджетов, что на 10% ниже прогнозов. «Эльдорадо» вновь снизит цены на iPhone перед Новым годом, обещает Новохатский. Это связано не только с уровнем спроса, но и с началом продаж более дешевых смартфонов, например Nokia 5800, объясняет он, добавляя, что iPhone будет дешеветь и в 2009 г. Александр Ковалев, руководитель направления «Мобильные устройства» сети «Белый ветер – цифровой», говорит, что, хотя скидки и повысили спрос, продажи iPhone в сети в 2008 г. будут на 10% ниже запланированных – около 13 000 штук.

«Вымпелком» может снизить цены на iPhone во время новогодних праздников, заявляет Екатерина Осадчая, пресс-секретарь компании. Готовится пересмотреть цены и Dixis, рассказала представитель компании Надежда Захарова. Но падение цены мало поможет продажам: спрос на технику снижается из-за экономического кризиса, считает председатель совета директоров «Евросети» Евгений Чичваркин. В марте 2009 г., по завершении всех праздников, продажи iPhone упадут до 100 штук в день по всей России, тогда как сейчас продается около 2500 смартфонов в день, полагает он.

Привлекательная цена на iPhone для российского покупателя – $400–500, считает Ноготкова. А Петр Семенов, директор по развитию Maczone, официального дилера Apple, уверен, что даже падение цены младшей модели до 20 000 руб. повысит продажи на 40–50%, потому что с рынка уйдут серые поставщики американских и европейских iPhone. МТС уже ведет переговоры с Apple о возможности дальнейшего снижения цен, если макроэкономическая ситуация продолжит ухудшаться, рассказала представитель компании Ирина Осадчая. Cотрудник Apple не смог прокомментировать это заявление, но подчеркнул, что розничные цены на iPhone в России устанавливают операторы.