Вероятно банкротство


Если акционеры Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) до конца года не примут решения о расширении трубы, не исключена возможность строительства нефтепровода, параллельного нефтепроводу Тенгиз – Новороссийск, или запуск процедуры банкротства КТК, объявил вчера представитель «Транснефти». Эти решения отражают интересы госакционеров консорциума – России и Казахстана, отметил он. Банкротство более вероятно, отмечает он, ведь долг КТК на конец сентября составлял $4,7 млрд.

Каспийский трубопроводный консорциум

оператор нефтепровода Тенгиз – Новороссийск. Акционеры – Россия (31%), Казахстан (19%); оставшиеся 50% – у частных компаний (Chevron, Exxon, BP и проч.).

Представитель премьера России сказал, что в правительстве о таких вариантах ничего не известно, представитель «Казмунайгаза» отказался от комментариев. Но, по словам вице-президента «Транснефти» Михаила Баркова, они обсуждались с казахстанской стороной в ходе визита главы Минпромэнерго Виктора Христенко в Астану в начале мая. Окончательное решение пока не принято, оговаривается он.

Вопрос о расширении трубопровода Тенгиз – Новороссийск с 32 млн до 67 млн т нефти вновь будет поднят на заседании совета директоров КТК 25 ноября. Решение должно быть принято единогласно, против только ВР, напоминает представитель «Транснефти». Представитель ВР говорит, что его компания не выработала окончательного решения по этому вопросу: рассматриваются разные варианты, в том числе продажа доли в консорциуме. ВР владеет 6,6% КТК через два СП – с «Лукойлом» и «Казмунайгазом». «Лукойл» не получал от ВР предложения о выкупе доли в СП, сообщил представитель компании. Его коллега из «Казмунайгаза» от комментариев отказался. Из-за неэффективности проекта весной консорциум решил покинуть Оман. В ноябре стало известно, что его долю в КТК (7%) выкупила Россия. Сейчас ведутся переговоры с Казахстаном о продаже части этого пакета, говорил в начале недели глава Минэнерго Сергей Шматко. Представитель Chevron надеется, что до конца года акционеры КТК придут к единому мнению относительно расширения трубы.

Строительство нового нефтепровода аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров оценил в $3–4 млрд. Этот вариант слишком дорогой, поэтому банкротство более вероятно, считает эксперт. Но если Россия и Казахстан договорятся о банкротстве КТК, частные акционеры проекта станут более сговорчивыми, уверен он.