Ориентиры: Бежать с подводной лодки

Убежать из горящего небоскреба – все равно что сбежать из подводной лодки. Но если продумать пути эвакуации заранее, это возможно.

Инженер и эксперт по строительству Лео Раздольски, долгое время курировавший в муниципалитете Чикаго возведение высотных зданий, обнародовал сопоставление разных выводов о причинах катастрофы 11 сентября 2001 г. Вице-президент компании LR Structural Engineering рассказал, чем отличаются выводы объединенной правительственной комиссии США, членом которой он был, от его собственных.

Рассказал он об этом в октябре в столице России на международной конференции «Москва набирает высоту». Хотя после 40 лет жизни в Советском Союзе он 30 лет прожил в Америке и только сейчас подумывает о том, чтобы преподавать, читать лекции и в России.

Лео Раздольски (в советские времена – Лев Раздольский) поделился с 120 коллегами из разных стран своей точкой зрения. По его версии, обрушение башен WTC-1, WTC-2 и WTC-7 было вызвано не самим ударом Boeing-767, а взрывом вылившегося топлива, проникшего на несколько этажей ниже.

Версия

По словам Раздольски, при возгорании пожар не распространяется по зданию постепенно и равномерно, он «прыгает». Именно из-за этого получается биение конструкции по узлам, а вкупе с повышенной температурой это приводит к падению жесткости конструктивных элементов, что и разрушает здание. Для решения проблемы, уверен эксперт, необходимо улучшить существующие нормативы пожаробезопасности. А еще они должны быть общими для всех стран.

Интересно, что, по его мнению, строящиеся в Москве высотные здания возводятся с учетом возможных опасностей. Уже на стадии проектирования учитываются вероятности возгораний и сейсмические нагрузки. В Чикаго, объяснил Раздольски, до строительства самого здания его отдельные конструктивные части проходят испытания в специальных печах и проверяются на устойчивость к высоким температурам. Но для еще большего повышения устойчивости к возгораниям он предложил испытывать в печах не отдельные элементы, а рамные конструкции.

Предложения

Вообще, вся конференция изобиловала презентациями идей, технологий, которыми докладчики стремились поделиться с коллегами. Неудивительно – встреча профессионалов в Москве, организованная агентством «Лобби» и ЦНИИЭП жилища при поддержке Всемирного совета по высотным зданиям, вызвала такой интерес, что более половины спикеров специально прилетело из-за рубежа. Такого не было до сих пор ни на одной конференции по недвижимости, собираемой даже при участии или поддержке правительства Москвы.

По словам Марселя Бикбау, генерального директора Московского института материаловедения и эффективных технологий, самое пристальное внимание при строительстве высотных зданий стоит уделять вопросам эвакуации и опасности возникновения пожара.

Его институт проанализировал несколько моделей. Например, систему «одноразовых» лифтов. Возле каждой квартиры в доме у внешней стены строят шкаф, в котором размещается люлька, прикрепленная специальным тросом. При возгорании человек должен разбить ближайшее окно, войти в люльку, та с помощью специального механизма выдвигается наружу и опускается вниз со скоростью 9–10 м/с. (примерно скорость свободного падения или быстрее). Но кто учитывал хотя бы психологический барьер перед прыжком с 30-го этажа, кто поручится, что длина и эластичность троса правильно рассчитаны? Все же это не «тарзанка», где можно нервы пощекотать и жизнь не потерять.

«Посмотрим правде в глаза: средств эвакуации при пожаре из высотных зданий на сегодня нет. Но есть масса идей, как все-таки ее наладить», – заявил Бикбау. Например, он предложил трансформировать старую мысль о том, чтобы размещать на верхних этажах воду как средство пожаротушения. «До сих пор лучшим средством остается вода», – заявил он.

Сейчас, по его словам, предлагаемые резервуары обычно содержат объем воды, достаточный для работы системы сплинкеров в течение 4 минут (760 куб. м). А если заполнить водой центральную колонну здания и в ней же разместить лифт-понтон, то люди смогут эвакуироваться. Выглядит это предложение примерно так: в шахте, где хранится вода (в верхней части здания), делают понтон высотой 1,5 м. Такой понтон способен вывезти на себе до 500 человек. А в технологиях изготовления стен шахты применяется опыт подводников и проектирования подводных лодок. Все эти предложения вызвали оживленную дискуссию и массу возражений. Но Марсель Бикбау не спорил с оппонентами: он сказал, что они подали идею и, если ее принимают всерьез, сотрудники института готовы ее дорабатывать.

Да и объема воды, расходуемой для снижения понтона, считает Бикбау, хватит на тушение любого пожара в 65-этажном здании. Не говоря уже о прочности (вода, как известно, несжимаема) и одновременной эластичности опорной колонны высотки.