Творцы на башне

Число фрилансеров в России растет, и все чаще они не хотят больше работать дома поодиночке. Вложив 300 000 руб., Алексей Глазков открыл в Екатеринбурге первый коворкинг-офис

Коворкинг норовят обозвать коммунальной работой, сдачей мест в аренду, объединением фрилансеров, бизнес-инкубатором – в общем, подогнать под существующий шаблон, – рассказывает Глазков. – Но это понятие вполне конкретное. Чтобы прочувствовать его, нужно поработать бок о бок с другими хотя бы неделю».

Слово coworking, как и первый коворкинг-офис, придумал и организовал американский программист Брэд Ньюберг в августе 2005 г., оказавшись перед выбором: либо офисная работа с ее определенностью, либо свобода фриланса. «Почему я не могу получить и то и другое?» – подумал Ньюберг. Арендовав большое помещение в офисном здании, он предложил использовать его для работы таким же «свободным художникам», как он сам.

До просторов СНГ информация о новом явлении докатилась в феврале 2008 г. после статьи в «Нью-Йорк таймс» и буквально взорвала русскоязычное интернет-пространство. За два месяца было объявлено о стартапах десятков коворкингов в России и на Украине. Идея показалась простой и эффективной. Спустя месяц открылся первый коворкинг «Вулык» в Киеве. В России пионером выступил Екатеринбург. Там появилась «Башня».

Не только альтруизм

«Ребята снимают рабочее пространство и оплачивают стоимость аренды: от 2500 руб. за место на диване до 6000 руб. в месяц за полноценный рабочий стол. У меня есть зарегистрированное ООО с юристом и бухгалтером, услугами которых коворкер может пользоваться, так как фрилансеру или владельцу стартующего малого бизнеса невыгодно платить за полноценного бухгалтера, юриста и помещение под офис. Коворкер может войти в состав моего ООО, работать через него», – раскрывает схему Глазков.

По словам предпринимателя, инвестиции в проект потребовались до смешного небольшие: 40 000 руб. в месяц – на аренду помещения и еще 45 000 руб. – на оплату коммунальных платежей и интернет. И те были «размазаны» на 8–10 месяцев, а потому несущественны. Личные вложения – около 300 000 руб. – Глазков планирует вернуть за год.

Хозяин «Башни» понимал, что после взрыва интереса последует спад. Прогнозы оправдались. За первые пару месяцев разбежались почти все первые коворкеры. Проект себя не окупал, и Глазков платил за аренду почти в одиночку. Через некоторое время появились новые желающие поработать в «Башне». В сентябре проект вышел на точку самоокупаемости.

Первоначальные ожидания не оправдались и у петербуржца Алексея Найдена: «Я рассчитывал на фрилансеров, зарабатывающих не меньше 50 000 руб., которым было бы несложно заплатить за рабочее место 8000–10 000 руб. Оказалось, таких немного. А цены на недвижимость в Петербурге не позволяют сделать стоимость рабочего места дешевле. Мы существуем благодаря мелким компаниям, которые арендуют рабочие места. У нас 25 клиентов. Пришлось пересматривать тарифы, добавляя экономичный пакет за 3500 руб. Невостребованными оказались и круглосуточный режим работы, и дополнительные услуги, популярные в западных центрах». Вложения в открытие коворкинг-центра площадью 256 кв. м составили 1 млн руб. Понятно, что за прописанные в бизнес-плане полтора года инвестиции не вернуть. Но Найден сворачивать проект не собирается.

«Три года назад я начал создавать структуру, которая послужила бы опорой для молодых ребят в психологическом и коммерческом плане – это Глазков начинает рассказ о венчурном проекте «Эффективный человек». – В «Башне» крутятся идеи, общаются, профессионально развиваясь, молодые умы, и я могу им помогать». Преимущество коворкинга, по мнению Глазкова, в синергии: «Такое ощущение, что в нашем случае дважды два не четыре, а 10 или даже 1000». За первые полгода «Башня» реализовала два совместных проекта, идет работа еще над тремя.

Поможет кризис

В Москве первый коворкинг Co-Pie был запущен в октябре. Владельцы Co-Pie Никита Филиппов и Дмитрий Кузнецов причину отставания столицы видят в высоких арендных ставках и более требовательной аудитории. В Co-Pie цена за место на человека варьируется в зависимости от срока аренды между 9500 и 12 000 руб. Офис для компании от четырех до шести мест – 50 000–70 000 руб. в месяц. В Москве средняя цена годовой аренды 1 кв. м офисного пространства – $300–600.

Кризис может подстегнуть развитие коворкингов, считают эксперты. По данным коммерческого подразделения ГК «Континент недвижимость», около 50% всех обращающихся сегодня клиентов заинтересованы в уменьшении арендуемых офисов. С этим готов согласиться и генеральный директор «Миэль – коммерческая недвижимость» Алексей Бушин, который считает, что само явление появилось по причине минимального числа предложений офисов «мелкой нарезки» (50–150 кв. м), в то время как основной объем офисных площадей, предлагаемых в аренду, – помещения размером 300–400 кв. м.

У Глазкова в планах – построить сеть функционально раздельных коворкинг-офисов: «Инжи» – под инженерную тематику, «Адиум» – для проведения семинаров и конференций, «Интро» – для приема клиентов «по высшему разряду».