Эпоха романтизма в самом лучшем виде

Пушкинский музей открыл самую дорогую выставку последних лет – больше ста картин и акварелей Уильяма Тернера из Галереи Тейт

Набор едва ли не лучших работ Тернера (1775–1851), недавно с бешеным успехом проехавший по Америке, в московской экспозиции дополнили не слишком выразительным автопортретом художника. С него начинается выставка, и это ее единственная неудача.

Тернер людей писал редко – его больше интересовали чудеса окружающего мира: бури, штормы, пожары, восходы с закатами, извержения вулканов. Первый пейзажист эпохи обладал феноменальным зрением и писал с натуры то, чего не может быть: растворяющий материю, прорезающий предметы свет, засасывающие весь мир в огромные живописные воронки вихри.

В торжественном Белом зале, где идут концерты «Декабрьских вечеров», собраны картины ранние и более традиционные. Почти абстрактную и гораздо более музыкальную живопись, все то, что остроумные современники называли «мыльной пеной» и «подкрашенным паром», убрали в небольшой зал напротив. Вокруг лестницы показывают акварели: натурные зарисовки, свободные фантазии, эскизы будущих картин. Это не подсобный материал, а первая любовь художника, полигон для многих его изобретений.

В Москву действительно привезли жемчужины Галереи Тейт, лучшего собрания Тернера в мире: от самой первой выполненной им маслом картины «Рыбаки» до поздних работ, причудливых и своевольных морских феерий, освещенных ослепляющими вспышками света.

Там, где недоброжелательные современники видели незавершенность, а то и «претенциозную небрежность», оставлявшие слишком много места для фантазии, потомки с восхищением отмечают предчувствие импрессионизма и дальше – абстракционизма, сюрреалистические мотивы. Неопределенность, изменчивость форм, красочные вибрации, рожденные скорее фантазией, чем наблюдениями натуры, тем более удивительны, что Тернер много работал на пленэре, самоотверженно фиксируя пожар парламента, извержение Везувия, штормы.

Пушкинский музей в последний год стремительно восстанавливает репутацию – замечательные выставки идут одна за другой. Но даже на этом фоне Тернер – очевидное достижение, тем более важное, что это первая выставка художника в России.