Реклама не вечная

Российский рекламный рынок пока не замечает кризиса – за январь – сентябрь он вырос на 20,8%. Но в IV квартале рост может оказаться нулевым

За первые три квартала 2008 г. объем российского рекламного рынка вырос на 20,8% до 183–185 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом сообщила комиссия экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Рекламный рынок по-прежнему снижает темпы роста. Ведь за январь – сентябрь 2007 г. рост составил 27%.

Быстрее прошлогодних темпов росла лишь интернет-реклама. АКАР зафиксировала прирост в 55% по сравнению с прошлогодними 53%. На уровне 2007 г. остались темпы роста рекламы в газетах (рост – 22,4%) и журналах (18,3%).

В остальных сегментах, по данным АКАР, зафиксировано падение. Темпы роста рынка телерекламы снизились с 29% до 27,2%, а наружной рекламы – с 17% до 14,1%. Но президент АКАР Сергей Пискарев не усматривает в этом признаков кризиса: «Рынок не может постоянно расти возрастающими темпами». А гендиректор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин считает, что возможности прироста рынка наружной рекламы за счет увеличения числа рекламных носителей почти исчерпаны.

Самая заметная стагнация, так же как и в первом полугодии, произошла у рекламных изданий. За три квартала 2008 г. сегмент вырос лишь на 2,2% (против 12% за аналогичный период прошлого года) до 11,1–11,2 млрд руб. Исполнительный директор медиахолдинга «Пронто-Москва» Федор Огарков считает, что даже по самым оптимистичным сценариям в ближайшие месяцы сегмент ждет падение до уровня середины 2008 г. «Далее возможны варианты – от умеренного падения на 20% до шокового периода (-70%) – правда, с последующим динамичным восстановлением», – рассуждает он. Эксперт аналитического центра «Видео интернешнл» Александр Ефремов считает, что стагнация рекламных изданий вызвана сокращением количества мелких компаний, традиционных рекламодателей бесплатных газет и оттоком рекламы в интернет.

Год назад АКАР прогнозировала, что рост всего рекламного рынка в 2008 г. составит 22,6%, ТВ-рекламы – 27,3%. Сейчас АКАР не прогнозирует итоги IV квартала. ZenithOptimedia в октябре предсказывала, что рекламный рынок по итогам года вырастет на 22,3%. Но Березкин замечает, что у крупных операторов количество отказов от рекламных контрактов на декабрь резко возросло. Впрочем, вице-президент АКАР Владимир Евстафьев полагает, что даже при отсутствии роста в IV квартале конечная цифра по итогам года будет не ниже 20%. «Однако уже в январе рынок может ожидать спад, сопоставимый с 1998 г.», – говорит он.