Вечные ценности: Растраченные таланты


Если бы возможность брать деньги в долг под проценты не превратилась в целую индустрию, не было бы огромных корпораций, не было бы такого изобилия товаров, доступных каждому здесь и сейчас. Если бы каждый хранил свои деньги в своей копилке и никому бы их не продавал, мир был бы гораздо беднее. Но сейчас мир рискует стать беднее как раз из-за того, что слишком много потрачено и проиграно денег, взятых в долг.

Историк Роберт Скидельский в одной из недавних статей напоминает, что изначальный негативный смысл слова «долг» в англоязычном обиходе был утрачен благодаря введению понятия «плечо» (leverage). И действительно – слово «долг» было когда-то синонимом греха, о чем сохранилось напоминание в молитве «Отче наш»: «Прости нам долги наши (по латыни – debita nostra)». Человек здесь обращается к своему главному Кредитору. Но финансовые технологи заменили «долг» словом из арсенала инженеров, так что вместо того, чтобы сказать «по уши в долгах», можно было сказать highly leveraged. Моральная составляющая из долговых отношений полностью исчезла.

Это только самое недавнее новшество в очень долгом процессе разрешения конфликта между праведностью и богатством. Не нужно думать, что зарабатывать, ссужая деньги другим, всегда было естественно. На протяжении большей части истории это было моральной проблемой, которую каждая культура решала по-своему. Например, библейский закон (начальные книги Ветхого Завета) поощряет дачу денег взаймы – но только как помощь нуждающемуся – и прямо запрещает, давая деньги в долг, брать с них проценты. Правда, ростовщичество по отношению к чужакам не запрещается. Ислам запрещает ростовщичество, но не запрещает торговлю, так что предприниматели-мусульмане разработали свои принципы банковского дела. Данте в «Божественной комедии» отправил ростовщиков в довольно глубокий, седьмой, круг ада.

Но в исторической перспективе христианство, в частности из-за множества прочтений и разделений, оказалось вполне гибким в отношении к процентам и банковскому бизнесу. Когда-то остро конфликтовавшие по этому поводу протестанты и католики давно перестали спорить. В конце концов, кредит дает нам новые возможности по реализации и развитию наших талантов. Само это выражение (талант – весовая и денежная единица) пришло из евангельской притчи о хозяине и его слугах, получивших деньги на время его отъезда. У того, который зарыл их в землю, хозяин все отобрал, а те, которые сумели приумножить богатство, получили еще больше. Сбой произошел относительно недавно, уже ближе к нашему времени: неожиданно получилось, что ценность зарабатывания, достижения новых высот и самореализации сменилась ценностью расходования. В последние несколько десятилетий рост глобальной экономики был во многом обусловлен ростом потребительских расходов на Западе и – в последние годы – в развивающемся мире. Россия только недавно включилась в эту приятную гонку и, не успев толком порадоваться всем потребительским удовольствиям, входит в кризис. Жалко, конечно. Но тем, кто играет в эту игру давно – потребителям со стажем, – падать приходится с большей высоты.