Верните $50 млрд

Бывшие акционеры ЮКОСа в Гааге пытаются отсудить у российского правительства $50 млрд

Первого декабря постоянный третейский суд Гааги решит, будет ли он рассматривать иск бывшего совладельца ЮКОСа – GML (ранее – Group Menatep) к российскому правительству на $50 млрд, сообщает Global Arbitration Review. «Закрытые слушания по иску GML начались 17 ноября и будут длиться две недели», – рассказал «Ведомостям» представитель GML Тим Осборн. Представитель суда Вилмант Блинк, пресс-секретарь премьер-министра Владимира Путина Дмитрий Песков и представитель российского офиса Cleary Gottlieb, защищающей интересы России в суде Гааги, от комментариев отказались.

GML, воспользовавшись условиями Энергетической хартии, обвиняет российское правительство в конфискации ЮКОСа, объяснил Яс Банифатеми, адвокат Shearman & Sterling, представляющей в суде интересы истца. Энергетическая хартия подписана Россией в 1994 г., но не ратифицирована. Статья 26 защищает инвестиции в энергетический сектор, запрещает дискриминацию, нечестное и пристрастное судопроизводство. Россия нарушила этот пункт, методично разоряя ЮКОС при помощи избирательного применения законов, что привело к незаконной экспроприации имущества компании, говорится в иске GML (копия есть у «Ведомостей»).

Чтобы принять либо не принять иск к рассмотрению, суду предстоит решить два вопроса, говорят юристы.

Первый – обязана ли Россия исполнять хартию. В документе отмечено, что Россия согласилась временно исполнять ее до ратификации, утверждает партнер «Нерр Штифенхофер Лутц» Илья Рачков. Прецедент не в пользу России уже есть – трибунал в рамках Энергетической хартии по делу Plama Consortium Ltd. (Кипр) против Болгарии (копия решения от 27 августа 2008 г. есть у «Ведомостей»), продолжает он. Трибунал взялся рассматривать это дело, хотя Болгария тоже не успела ратифицировать хартию (правда, в итоге принял решение в пользу Болгарии). Аналогичные заключения о действии хартии до ее ратификации были вынесены трибуналом по делам гибралтарской Petrobart против Киргизии (2005 г.) и греческой Kardassopoulos против Грузии (2007 г.), говорит юрист Baker & McKenzie Екатерина Кобрин.

Второй вопрос – не является ли GML mailbox company, т. е. компанией, которая только зарегистрирована в Гибралтаре, но не ведет там реальной деятельности. Доказав это, Россия может добиться отклонения иска, замечает партнер Baker & McKenzie Владимир Хвалей.

«GML может потребовать наложить взыскание на активы России в иностранных банках. Но сделать это на практике вряд ли удастся», – сомневается партнер «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин.