Кризис: Будь верен себе


Первая реакция на разразившийся кризис у многих – ступор, замирание, растерянность. Рынок встал не случайно, ведь он определяется действиями людей. А сейчас многие застыли в тревожном ожидании. Понятно, что для предпринимателей, людей активных, людей целедостижения, такое бездействие не может продолжаться долго. И не сегодня-завтра они начнут активные действия. От того, какими будут эти действия, зависит их успех.

Нынешняя ситуация чем-то напоминает момент в игре «Монополия», когда все «домики» раскуплены и даже построены монополии с «отельчиками», у всех есть карточки, но наличных денег, чтобы оплачивать свой заход к соседу, ни у кого нет. Поэтому никто ни у кого ничего не покупает. Но выиграет не тот, кто сидит и ждет, а тот, кто предпринимает реальные шаги, кто по крайней мере готов по дешевке что-то продать, чтобы купить необходимое.

Нужно действовать, но, как сказал один предприниматель, «в ситуации кризиса главное – не сделать ошибку». Так, владелец небольшого банка заставил своих высокооплачиваемых сотрудников пойти с листовками к метро и зазывать прохожих разместить в их банке депозиты. Офисные сотрудники ходили потерянные и с грустью поглядывали на своего коллегу, который, пытаясь иронизировать над ситуацией, повесил рекламную листовку у себя на груди. Желание руководителя спасти свой бизнес, безусловно, понятно. Но в своих действиях он учитывал лишь то, что его сотрудники не загружены работой, а его банку срочно нужны клиенты. Он вспомнил, как действовал в похожей ситуации его друг – владелец туристической фирмы, когда тому нужно было продать горящие путевки. Но не подумал, что этот метод абсолютно неадекватен для банковского бизнеса. В результате руководитель подорвал репутацию банка и потерял лицо перед своими сотрудниками. Вот уж действительно: «Убегая от трамвая, не спеши под самосвал».

Стала уже банальной фраза о том, что кризис – это возможность развития и что мудрые китайцы пишут слово «кризис» (вэй-цзи) при помощи двух иероглифов: один обозначает опасность, второй – возможность. Кризис действительно таит в себе массу опасностей, но одновременно способен дать сильному руководителю импульс для дальнейшего развития. «Все, что не убивает, делает нас сильнее». Но сработает это лишь в том случае, если мы не предадим своих ценностей.

Успешный предприниматель, яркий и талантливый человек, так увидел себя в этой ситуации: «Кризис дает мне реальную возможность выигрыша. Представьте себе соревнование по биатлону, – сказал он мне. – Впереди бегут три чемпиона. Они уже отстреляли, промазали и пошли на штрафной круг, а я только подхожу к стрельбищу. И если попаду точно в мишень, то у них выиграю. Это мой шанс. Раньше это было невозможно, ведь они были намного сильнее, а сейчас, когда они прогорают, у меня этот шанс наконец-то появился». Потом мы обсуждали, как сделать «выстрел» абсолютно точным и правильным, за счет чего в этой ситуации он может выйти вперед.

Опыт преодоления есть у каждого предпринимателя, пусть и не в условиях мирового финансового кризиса. И здесь важно обратиться к своему непосредственному опыту. Постарайтесь вспомнить сложные ситуации и те шаги, которые вы предпринимали, для того чтобы выйти из них; выделите, за счет чего вам удавалось достичь успеха. Сделать это важно именно сейчас, когда внешние ресурсы ограниченны. Тогда вы сможете выявить свою стратегию успеха, а значит, раскрыть, использовать и усилить свои внутренние ресурсы. Как показывает моя консультативная практика, у каждого человека существует своя стратегия успеха. Главное – ее осознать и актуализировать.

Так, владелец крупного холдинга, в состав которого входит банк, успешно преодолел кризисы 1998 и 2004 гг. за счет того, что сосредоточил все свои ресурсы на выполнении обязательств перед клиентами. Он принял решение заложить все свои активы, включая личную недвижимость, хотя его окружение считало это слишком рискованным шагом. Сейчас он также концентрирует все свои усилия для того, чтобы банк работал «как в мирное время» и клиенты практически не почувствовали разницы. Несмотря на все трудности, он не нарушает своих принципов и проводит все платежи день в день, что, безусловно, не только повышает уровень доверия у постоянных клиентов, но и привлекает новых. Ведь для банка главное – это доверие клиентов. Да, в работе банкира сейчас много сложных моментов. Но сосредоточенность, четкое понимание ситуации, осознанное и последовательное использование своей стратегии и есть тот внутренний ресурс, который позволяет ему добиваться успеха.

Конечно, анализ успешной стратегии – работа трудная. Первому лицу всегда одиноко на вершине, а в период кризиса особенно, тем более когда у зависимого окружения обострена тревога и начинается борьба за собственное выживание. Как никогда, руководителю требуется диалог, объективная обратная связь, независимый человек, заинтересованный в его победе. Это дает возможность видеть реальную картину, адекватно оценивать происходящее, принимать верные решения, управлять положением. Главное в кризисной ситуации – не потерять себя, не изменить своим главным ценностям, тому, что ты создавал долгие годы. А напротив, суметь использовать эту ситуацию для того, чтобы найти и усилить свою силу.