Бизнес и общество: Налог за коррупцию


На съезде «Единой России» Владимир Путин объявил о решении поддержать реальный сектор налоговыми льготами. Снизится налог на прибыль, быстрее можно будет списывать амортизацию, понизится налог на упрощенцев. Очевидно, что новые ставки будут приняты во внимание предприятиями при составлении плана выживания. Ведь сегодня каждый владелец бизнеса думает, как сжать, оптимизировать расходы, оставить эффективную часть бизнеса. Многие используют кризис как повод, чтобы уволить сотрудников пенсионного возраста, родственников. В условиях, когда прежние принципы экономики почти разрушились, нет постоянных величин, чтобы рассчитать спрос, выручку, составить достоверный план. Благодаря действиям правительства появились первые четкие цифры, на которые бизнес может опереться, – объем экономии на налогах. Государство готово в 2009 г. недополучить 550 млрд руб., что составляет 1% ВВП. Значительная сумма в пользу бизнеса.

Есть еще одна цифра, которая впечатляет. Объем коррупции в России достигает $316 млрд в год (оценка фонда «Индем»), что составляет около 13% ВВП. О размере и способах подсчетов этой цифры можно долго спорить – это же теневой оборот. Черный нал. Нет эксперта, который бы мог дать четкую цифру. Даже если предположить, что цифра вдвое меньше, это налог на бизнес гораздо больший, чем государственный. По данным фонда «Общественное мнение», 56% предпринимателей давали взятку должностному лицу.

Сегодня государство готово помогать бизнесу за счет накопленных резервов. В то же время любой правоохранитель, бюрократ, чиновник, выписав сам себе бумагу об имеющихся у него сведениях о преступлении, может прийти в компанию с противоположной целью. Сотрудники районного УБЭП могут найти в любом офисе нелицензионную Windows. Статья 146 УК (нарушение авторского права) и вынос всех компьютеров из офиса остановит сразу и быстро любую работу. Правоохранители предлагают купить бланки счетов-фактур и выписывать их вручную. Владелец бизнеса мгновенно становится участником коррупционной сделки. Уход хранителей авторского права Билла Гейтса стоит 1 млн руб. наличными.

Государство понижает налоги на 1% от ВВП – бизнес отдает 13% на коррупцию. Снижение уровня коррупции хотя бы на 20% даст гораздо больший эффект, чем снижение налогов. Коррупция для бизнеса – это не только деньги, это еще и страх преследуемого. В таком состоянии нет ресурса для развития, созидания и инноваций.

Борьба с коррупцией – вот мощный потенциал выживания России в кризис. Задействован он будет при совершенно новом подходе к процессу принятия решений. Например, если 49% россиян, по данным ФОМ, считают, что среди сотрудников милиции чаще всего встречается коррупция, то антикоррупционная реформа этого ведомства получит широкую поддержку в обществе. Для бизнеса это будет означать значительное снижение издержек, рисков, отсутствие необходимости в уходе от налогов для добывания черного нала на взятки.