Купили два товарища

Швейцарский трейдер Glencore хочет приобрести 25% акций «Русснефти». Оставшиеся 75% достанутся владельцу «Базэла» Олегу Дерипаске

ОАО «НК «Русснефть»

нефтяной холдинг. Включает 30 небольших добывающих предприятий, два НПЗ и сеть АЗС. Добыча – 14,2 млн т, переработка – 7,3 млн т (2007 г.). Финансовые показатели (РСБУ, 9 месяцев 2008 г.): Выручка – 119,5 млрд руб., чистая прибыль – 8,8 млрд руб.

Вчера Glencore подала заявку на покупку акций «Русснефти» в антимонопольную службу Германии, сообщила представитель ведомства Сильке Кристина Каул. Ответ будет ориентировочно 29 декабря (в российской ФАС такой заявки пока нет, говорит ее представитель). Какой пакет хочет купить Glencore, Каул не говорит. Представитель Glencore от комментариев отказался. Но источник в компании уточнил, что заявка подана на 25%-ный пакет. Это подтверждает и бизнесмен, знакомый с менеджерами Glencore и «Базэла»: оставшиеся 75% приобретет Дерипаска.

Правда, два близких к «Базэлу и «Русснефти» источника утверждают, что связанные с трейдером структуры и так контролируют 49% акций компании. О покупке оставшегося 51% у основателя «Русснефти» Михаила Гуцериева (с прошлого лета в международном розыске) Дерипаска договорился еще в 2007 г. Но этим летом бизнесмен договорился с Glencore о выкупе еще 24%, уточняет источник, близкий к «Русснефти». А Glencore сейчас переоформляет оставшиеся 25%.

Однако источник из окружения Гуцериева говорит, что 50% «Русснефти» до 2005 г. были в залоге по кредиту почти на $2 млрд от структур Glencore. Но трейдер никогда не владел акциями компании. Glencore также хотела гарантированных поставок от «Русснефти». Но она и так их получила, законтрактовав до 2014 г. 100% ее экспорта (около 5 млн т в год), добавляет собеседник «Ведомостей».

Представители En+ (структура «Базэла», покупающая акции «Русснефти»), Glencore и «Русснефти» от комментариев отказались.

Во сколько Дерипаске обойдутся еще 24% «Русснефти», не ясно. «Русснефть» до сих пор должна Glencore $1 млрд, возможно, 25%-ный пакет трейдер получит в обмен на долг или его часть, полагает источник, близкий к «Русснефти». 100% акций компании могут стоить $2–3 млрд, считает Денис Борисов из «Солида», а год назад – в два раза дороже.

Нужна ли Дерипаске помощь Glencore для расчетов с Гуцериевым, не совсем понятно. Год назад источники, близкие к Гуцериеву, говорили, что тот уже получил около $3 млрд от «Базэла». Но Дерипаска это не подтверждал; сделка не закрыта, акции «Русснефти» «в надежном месте», заявляла гендиректор «Базэла» Гульжан Молдажанова. Там же находятся и деньги, которые «Базэл» должен за пакет, рассказывал источник, близкий к компании.