Социальный инвестфонд

В условиях кризиса средства инвестфонда достанутся в первую очередь социально значимым проектам. Уровень «социальности» будет измерен в ходе дополнительной ревизии уже одобренных проектов

Нужно еще раз оценить эффективность уже одобренных для софинансирования из инвестфонда проектов, заявил премьер Владимир Путин. В условиях кризиса финансировать нужно в основном уже начатые проекты, «чтобы не бросать стройку на полпути», добавил он. Наивысшие шансы у проектов «особенно в тех регионах, которые могут столкнуться с определенными социальными проблемами». При анализе уже отобранных проектов важна их актуальность с точки зрения поддержания деловой активности в экономике и стимулирования внутреннего спроса, отметил премьер.

Ревизии будут подвергнуты все проекты, сказал после заседания правительства вице-премьер Алексей Кудрин. Приоритет будет отдан тем, что «нужнее в условиях мирового финансового кризиса». Он пообещал поддержку инвестпроектам из регионов, которые могут столкнуться с сокращением спроса и производства.

На 1 ноября согласно материалам к заседанию правительства для финансирования из инвестфонда был одобрен 21 проект общей стоимостью 1,265 трлн руб. Из инвестфонда на них должно быть потрачено 363,6 млрд руб. Среди них – строительство скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург, создание транспортной инфраструктуры для добычи сырьевых ресурсов на юго-востоке Читинской области, строительство и ремонт системы водоснабжения в Ростове-на Дону и Ростовской области, строительство перегрузочного комплекса в порту Усть-Луга.

Еще для семи федеральных проектов инвестфонд профинансирует разработку проектной документации. Стоимость работ оценена в 41 млрд руб., почти 90% – средства фонда.

В этом году одобренные проекты получат 96 млрд руб. из фонда, уже выделено 70% этой суммы, говорил вице-премьер Дмитрий Козак.

С июня право подать заявку на софинансирование получили и региональные проекты. В Минрегион поступило 49 заявок из 32 регионов, рассказывал Козак.

Их общая стоимость – более 200 млрд руб., из инвестфонда запрошено около 27 млрд руб., региональные бюджеты готовы потратить более 13 млрд руб.

У проекта «Урал промышленный – Урал полярный» (из инвестфонда софинансируется строительство железных дорог Полуночное – Обская – Салехард и Салехард – Надым) серьезная социальная база, уверяет замгендиректора компании Виктор Колесник. В ходе строительства отечественные компании получат заказы на 200 млрд руб. (оборудование, рельсы, стройматериалы), в Читинской области (там строятся железные дороги) будет сформирована сеть сервисных центров, отмечает Колесник. К 2016–2017 гг. проект даст региону 60 000 рабочих мест, говорит он.

Социальную значимость строительства Центральной кольцевой автодороги сложно переоценить, вторит пресс-секретарь минтранса Московской области Илья Гращенков. Борьба с перегруженностью московских дорог и пробками – одна из основных задач всего региона, уверен он. Первый участок дороги федеральный Минтранс собирается ввести в действие до 2012 г.

Методика одобрения инвестпроектов по критериям экономической и социальной эффективности пока не принята, проекты до сих пор утверждались голосованием членов правительственной комиссии, знает партнер «Вегас-лекс» Альберт Еганян. Возможно, сейчас правительство утвердит методику или комиссия будет пересматривать проекты по индивидуальным критериям, полагает он.

При анализе проектов инвестфонда всегда учитывалась их социальная значимость – эффект для бюджета, количество новых рабочих мест, отмечает директор Института региональной политики Булат Столяров. Переоценка проектов вызвана финансовым кризисом: дело не в том, что у государства нет денег, а в том, что частные партнеры государства могут не суметь привлечь свою часть средств, необходимых для реализации проекта. Тогда государство должно будет выбрать, какие проекты, отложенные частным бизнесом, поддержать, говорит Столяров. Например, в Бурятии социальная ситуация может быть очень напряженной, а реализация проекта развития Забайкалья решит проблему трудоустройства (будет создано 30 000 рабочих мест). В Череповце высвобождаются специалисты «Северстали», и это повод интенсифицировать строительство индустриального парка Шексна.

Со стороны государства «под нож» попадут концессионные проекты, думает Столяров: на рынке нет длинных денег.

Будут похоронены все проекты, за исключением связанных с Москвой и Петербургом и трассы «Дон», ведущей к Сочи, возмущается Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики: «Строительство нового выхода на МКАД в Одинцове оставят, это разгружает Рублевское шоссе».