Секундное дело

В 2006 г. Леонарду Карлову пришла идея открыть в России сервисные мастерские по ремонту обуви и изготовлению ключей, столь популярные на Западе. В 2008 г. сеть «Секундочку» вырастет до 200 точек по России, а оборот компании – до $20 млн

В самолете я случайно наткнулся на некролог в Financial Times: умер основатель крупнейшей ритейловой мультинациональной сети Mister Minit. В заметке говорилось, что незадолго до смерти владелец продал компанию за $1,5 млрд. Я заинтересовался, что это за сеть», – вспоминает Карлов.

В 1957 г. бельгиец Доналд Хиллсдон Риан придумал объединить мелкие бытовые сервисы – от ремонта обуви до изготовления ключей – в одном магазине, обучив всему одного мастера. Это давало возможность максимизировать прибыль на квадратный метр. «Идея показалась привлекательной. С моим партнером, а ныне заместителем Василием Ивановым мы изучили, как строится этот рынок за рубежом, просчитали бизнес-модель для России. Вопрос с инвестициями решился просто и быстро. Я привлек двух стратегических инвесторов, которые стали основными акционерами компании, – Юрия Рыдника, президента Балтинвестбанка, и своего брата Бориса Карлова, владельца Aurora Investment fund». Общая сумма инвестиций в проект составила $12 млн, $8 млн – средства инвесторов, $4 млн – заемные средства.

Рыдник признается, что предложенную Карловым идею он поддержал сразу: «Я понял, что на этом можно построить крупнейший сетевой проект в нише предоставления услуг. А это всегда дает хорошую премию инвесторам. Ожидания оправдываются. Мы рассчитываем на возврат инвестиций через пять лет с очень высокой прибылью. К 2011 г. прогнозируемая стоимость сети – $300–400 млн».

Молотком по сети

Первые 10 мастерских (владельцы компании предпочитают называть их магазинами, поскольку там продаются еще и сопутствующие товары) появились в Москве в 2006 г., сегодня у компании 170 магазинов в 16 городах. Магазины «Секундочку» есть во многих крупных сетевых торговых центрах – «Ашане», «Мосмарт», «О’кей», проектах X5 Retail Group. Основные услуги, от которых компания получает до 80% выручки, – ремонт обуви и изготовление ключей, остальные 20% – продажа косметики и аксессуаров, замена батареек, лазерная гравировка, заточка.

Идеальным форматом магазина владельцы считают 15 кв. м, но есть точки от 6 кв. м до 50 кв. м. Иногда компания привлекает субарендатора, предлагающего, к примеру, ремонт одежды. Это дает дополнительную синергию. Один магазин обходится компании в $50 000–60 000 (без учета аренды), а оборот варьируется от $10 000 до $40 000 в месяц, или от $120 000 до $480 000 в год. Окупаемость магазина рассчитана в среднем на три года.

«Входить в сети было непросто. Там не понимали, о чем речь, и почему-то с ужасом представляли, что мы предлагаем им в продуктовом зале посадить человека с молотком чинить ботинки», – смеется Карлов. Даниил Лепеха, представитель Х5 Retail Group, рассказывает, что впервые с проектом «Секундочку» столкнулся в 2007 г., открывая гипермаркет «Карусель» в Подольске: «Когда нам стало понятно, что спектр услуг востребован, было принято решение продолжить сотрудничество на других объектах. «Карусель» развивалась стремительно, и «Секундочку» смогла поддержать наш темп».

Хватит на всех

В «Секундочку» говорят, что конкурентов пока не видят. «У нас в Москве 75 магазинов, а у конкурентов – от пяти до 15. При этом только в Москве порядка 7000 частных мастерских. Надо понимать, что объективных оценок этого рынка вообще нет. Кроме нас и еще двух-трех игроков все работают вчерную. Реальный объем рынка может быть и в 10 раз выше тех цифр, что называют», – считает Карлов.

Тимур Орлов, директор по развитию сети «Мультимастер» (шесть магазинов), говорит, что, хотя рынок растет, сам он не взялся бы делать долгосрочных прогнозов. Но конкурентов не видит и он: «У нас полноценные дома быта, у них скорее обувные мастерские. Многоформатность – наше преимущество».

В российском представительстве Mister Minit (национальный бренд «Мистер Минутка»), открывшей уже 15 магазинов, утверждают, что оборот компании в 2008 г. вырастет на 30%. Региональный директор Илья Неснов убежден, что «конкуренция в этой нише все-таки есть, и жесткая, но западный подход и технологии позволят выигрывать на рынке».

Золотой ключик

«Самая большая наша проблема – люди», – признается Карлов. В мире есть даже статистика, что в подобных бизнесах примерно 15% выручки уходит в карман. «С этим невозможно бороться только видеонаблюдением и службой безопасности. Поэтому мы тщательно отбираем сотрудников и сразу предупреждаем, что мягких мер в случае чего ждать не стоит. У нас было два уголовных дела», – рассказывает Карлов. Мотивация мастеров помимо зарплаты – 20% бонуса от всех продаж и возможность роста по административной части.

Карлов уверяет, что маржа бизнеса – около 85%. «Чуда нет. Просто расчет. Болванка ключа стоит 5 руб., а готовый ключ продается за 80–90 руб.», – говорит он, но добавляет, что все равно серьезную прибыль можно получить, только построив большую сеть. К 2011 г. компания собирается открыть 400 магазинов, к концу 2008 г. – 200. «Кризиса мы не чувствуем, – отмечает бизнесмен. – У нас есть определенное замедление по выручке, хотя, как правило, всплеск по обуви осенью бывает до 40%». Карлов уверен, что на этом бизнесе кризис может сказаться только краткосрочно. Наоборот, многие услуги будут более востребованы. Люди ужимают расходы, значит, пойдут ремонтировать обувь, а не покупать новую.