Просочились в Россию

Ни отказ российских властей предоставить льготы по режиму промсборки, ни запретительная пошлина на ввоз автомобильных кузовов не могут остановить китайский автопром. Китайцы начинают разворачивать в России полномасштабное производство

Пока в меньшинстве. 33338

автомобилей китайских брендов было продано за 10 месяцев 2008 г. в России, это 1,87% проданных иномарок. Лидеры: Chery – 14 642 машины, Great Wall – 7639 и Lifan – 3873 (данные Ассоциации европейского бизнеса и дилеров).

Китайская Great Wall и ее российский дистрибутор «Ирито» подписали соглашение о поставке оборудования для выпуска автомобилей, сообщила «Ирито». Оборудование стоит $25 млн, это производственный комплекс полного цикла – кроме сборочного конвейера «Ирито» покупает сварочную и окрасочную линии. Проектную мощность линии партнеры не разглашают и говорят лишь, что «первоначально» мощность автозавода составит 5000 машин в год и будет наращиваться «в зависимости от спроса». Уже летом 2009 г. на конвейер встанут SUV G5 и Hover, а позже завод может начать выпуск легкового автомобиля, сообщил представитель «Ирито» Андрей Матвеев. В $25 млн обойдется только оборудование, организация производства потребует дополнительных инвестиций, говорит источник, близкий к компании.

Завод будет создаваться на базе сборочного производства в подмосковной Гжели, на котором компания выпускала внедорожники Great Wall мелкими партиями методом крупноузловой сборки (без сварки и окраски). Но проект уже свернут, поскольку в начале осени вступило в силу постановление правительства о запретительной пошлине на ввоз готового автомобильного кузова – не менее 5000 евро, говорит Матвеев.

Это будет большой завод в Подмосковье, проектная мощность – не менее 50 000 автомобилей в год, знает один из российских дилеров китайских автомобилей. Партнеры планируют ежегодно увеличивать производство на 5000 автомобилей, уточнил глава представительства Great Wall Motor в России Ван Пэн.

Пошлина на кузова заставила поторопиться и компанию «Дервейс», организовавшую более года назад крупноузловую сборку китайского Lifan в Карачаево-Черкесии. Компания вложила $70 млн в производство полного цикла проектной мощностью 50 000 в год, а к выпускающемуся сейчас Lifan добавится еще одна легковая модель, рассказал директор представительства «Дервейса» в Москве Сергей Булгаков.

Российские чиновники никогда открыто не заявляли о противодействии китайской экспансии, но всем китайским автопроизводителям, подавшим заявки на льготный ввоз комплектующих по постановлению о промсборке, было отказано. Цель введения пошлины на кузова – локализация производства автомобилей в России и предотвращение серого импорта, а страна происхождения автомобиля значения не имеет, если он соответствует российским стандартам, говорит представитель Минпромторга.

Great Wall отказали также и в статусе резидента особой экономической зоны «Алабуга». А весной этого года свернула производство на «Автоторе» и китайская Chery.