Сколько стоят практики

Программа «Инновационный вуз», которая должна была приблизить учебный процесс к практике и потребностям рынка труда, стоила бюджету 30 млрд руб., еще 8 млрд руб. заплатили сами вузы – участники проекта. В конце 2008 г. Министерство образования подведет итоги и выяснит, какой от программы толк

В разработке некоторых программ участвовали компании, их около 1200. Например, на магистерской программе «Экономические стратегии международных нефтегазовых компаний» в МГИМО лекции читают сотрудники «Роснефти», в том числе президент компании Сергей Богданчиков. Российским нефтяным компаниям не хватает специалистов со знанием мировой экономики и иностранных языков, говорит Александр Кузнецов, заместитель директора корпоративного научно-технического центра «Роснефти». Компания финансировала разработку и аттестацию программы, но отказалась оценить финансовые вложения. «Роснефть» планирует ежегодно брать на работу 3–4 лучших студентов, остальные восполнят имеющийся пробел на рынке труда, считает Кузнецов.

Что выгоднее. Тагир Яппаров

генеральный директор компании «Айти». «Компаниям выгоднее вложить деньги в образование, нежели доучивать выпускника в реальных рабочих условиях, – это дешевле»

Проект «Инновационный вуз», проводившийся в рамках национального проекта «Образование», был рассчитан на три года – с 2006 по 2008 г. На первом этапе, в 2006 г., на конкурсной основе было отобрано 17 вузов, которые получили от 200 млн до 1 млрд руб., в 2007 г. деньги получили еще 40 вузов. В заявке учебные заведения сами определяли, что такое инновационное образование и как потратить бюджетные средства.

Вперед, в лабораторию

Около 70% средств в рамках нацпроекта – 23,6 млрд руб. – были потрачены на приобретение современной техники, подсчитали в Национальном фонде подготовки кадров (НФПК) – операторе нацпроекта «Образование». Например, в Московском институте электронной техники (МИЭТ) на покупку нового оборудования потратили 612 млн руб. из выделенных 816 млн руб. Большую часть новой техники получили вновь созданные учебно-научные лаборатории, например «Нанотехнологии в электронике» (МИЭТ) и лаборатория экспертизы товаров (РЭА им. В. Г. Плеханова), которые занимаются практическими исследованиями – иногда по заказу бизнес-структур и госучреждений. «Без такого оборудования и лаборатории, на базе голой теории, нельзя подготовить специалиста в области нанотехнологий и электроники», – объясняет Сергей Умняшкин, проректор МИЭТ.

Всего, по данным Министерства образования, таких лабораторий создано около 1500. В некоторых бизнес выступил соучредителем. В Московском университете путей сообщения (МИИТ) студенты вместе с сотрудниками РЖД разрабатывают систему управления движением поездов «Централизованная автоматическая блокировка – Е» (ЦАБ-Е), рассказывает Виктор Лисенков, заведующей кафедрой «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте». «Конструкторское бюро компании не успевает создавать необходимое количество новых систем», – поясняет Андрей Мухин, главный инженер участка дороги Голицыно – Звенигород ОАО «РЖД», на котором параллельно со старой системой работает ЦАБ-Е. На закупку оборудования и зарплату участникам этого проекта РЖД выделила около 7 млн руб. на три года.

Ракетно-космический центр «Прогресс» выделил более 10 млн руб. на оборудование и зарплату работникам лаборатории в Самарском аэрокосмическом университете (СГАУ), где студенты вместе с инженерами центра проектируют конструкцию малого спутника «Аист», запуск которого планируется на 2010 г. «Мы хотим получить настоящих специалистов, к тому же у студентов много оригинальных идей», – поясняет Сергей Ткаченко, заместитель генерального конструктора «ЦСКБ-Прогресс».

Курс от бизнеса

Одна из основных проблем российского высшего профессионального образования – перепроизводство одних специалистов и нехватка других, не раз говорил министр Андрей Фурсенко. Поэтому в рамках проекта финансировалось создание новых учебных программ. Всего, по данным Минобразования, было создано около 1400 бакалаврских и магистерских программ. Сколько всего появится мест на программах новых специальностей, пока сказать сложно – некоторые программы уже функционируют, на другие набор начнется в 2009 г., добавляет Елена Соболева, исполнительный директор НФПК.

Oracle и «Видео интернешнл» создали на факультете менеджмента ГУ-ВШЭ свои кафедры, которыми руководят их сотрудники. «Мы обучаем студентов работе с программами управления предприятиями, которыми пользуются многие компании и госучреждения, – рассказывает Юрий Горвиц, руководитель проектов в образовании и науке Oracle. – Даже если студенты не пойдут работать к нам, они смогут их использовать или заказать их у нас».

Победителей нет

«Программа выполнила свои цели, сблизив учебный процесс и практику, – уверена Соболева. – Но только в 57 вузах, поэтому в целом российское образование еще не удовлетворяет потребностям рынка труда». Основная причина – нехватка людей, способных внедрять инновации в учебный процесс, считают эксперты. «Сотрудникам вузов трудно перейти к повседневному использованию IТ-решений», – замечает Михаил Алашкевич, директор по консалтингу IBS.

В ряде университетов считают, что нацпроект не реализован до конца. На него стоило отвести 3–4 года при прежнем финансировании, чтобы созданные проекты, утвердившись на образовательном рынке, начали приносить прибыль, считает Андрей Мелвиль, проректор МГИМО. Пока получается, что новые лаборатории и исследовательские центры созданы, но вопросы их финансирования после окончания нацпроекта не решены, сетует Алла Орехова, директор инновационной программы ГУ-ВШЭ. Чтобы закрепить достигнутое, нужно ежегодно на конкурсной основе выделять университетам деньги, уверен Евгений Князев, заместитель начальника управления по реализации нацпроекта «Образование». Перспективы всех нацпроектов, в том числе «Инновационного вуза», будут обсуждаться 29 декабря на госсовете по нацпроектам при президенте.