Время поощрять

Еще одна госкомпания обзавелась опционной программой. До 70 топ-менеджеров «Аэрофлота» получат право купить до 3% акций авиакомпании

В понедельник совет директоров «Аэрофлота» одобрил опционную программу, рассказали «Ведомостям» три близких к совету источника. На опционы могут рассчитывать 50–70 менеджеров «Аэрофлота», отметил один из собеседников «Ведомостей»: гендиректор и его замы, члены правления, начальники департаментов. Окончательное решение по численному составу менеджеров еще не принято, добавляет он. Для поощрения управленцев «Аэрофлот» выкупит на рынке в общей сложности до 3% акций, рассказывают собеседники «Ведомостей». Программа разбита на несколько этапов, объясняет один из них: на первом компания приобретет пакет размером до 1%. Собираться он будет уже с этого года, но срок начала действия опционной программы еще не определен.

Опционы для госкомпаний уже не редкость. 350 руководителей упраздненного РАО «ЕЭС России» приобрели 1% акций энергохолдинга. 76 менеджеров «Газпрома» смогут купить около 0,02% акций концерна. C 2005 г. думает об этом и «Роснефть».

«Аэрофлот»

крупнейшая авиакомпания России. Пассажиропоток – 8 млн человек (вместе с «дочками», 9 месяцев 2008 г.). Акционеры: 51% – у государства, около 30% – у Национальной резервной корпорации. Капитализация – $1,9 млрд (РТС). Финансовые показатели (МСФО, 1-е полугодие 2008 г.): выручка – $2,14 млрд., чистая прибыль – $72,2 млн.

Исходя из вчерашней капитализации «Аэрофлота» на ММВБ 1% его акций стоил $19,4 млн, а 3% – $58,2 млн. С начала года «Аэрофлот» подешевел почти вдвое – до $1,95 млрд. Сейчас самое время покупать акции для опционов, уверен гендиректор Infomost Борис Рыбак. Для членов совета директоров нынешняя стоимость акций была не последним аргументом в пользу одобрения опционной программы, признался один из собеседников «Ведомостей».

Опционная программа «Аэрофлота» была разработана менеджментом авиакомпании еще в 2007 г. Предполагалось, что она охватит 200 человек. Размер пакета составлял до 5%. Выкупленные акции планировалось внести в уставный капитал специально созданной «дочки» «Аэрофлота». Она будет управлять бумагами в течение трех лет, затем менеджеры получат право выкупить акции, описывал схему в феврале гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов. Эта схема осталась без изменений, отмечают собеседники «Ведомостей».

По мнению Рыбака, именно в условиях кризиса следует «резко и жестко отмотивировать» менеджмент, чтобы он был кровно заинтересован в улучшении результатов. В хорошие времена руководить все-таки проще, гораздо важнее, какие управленческие решения принимаются в тяжелый период, считает он. А ситуация на рынке авиаперевозок будет сложной: уже с 2009 г. прогнозируется спад пассажиропотока. Рыбак считает, что деньги и акции для опционной программы «Аэрофлот» найдет. Впрочем, аналитик «Ингосстрах инвестиций» Евгений Шаго не видит необходимости в опционах: у «Аэрофлота» мало акций в свободном обращении, так что рост капитализации не может считаться объективным показателем успешности бизнеса. Есть и рыночные риски, на которые менеджмент повлиять не способен, например цены на авиакеросин, полагает он.

Представители «Аэрофлота», Минтранса и НРК от комментариев отказались.