Вектор


«Газпром» наконец дал газа

«Газпром» в 2012 г. обеспечит поставки газа проекту UC Rusal «Коми алюминий», предполагающему строительство глиноземного комплекса мощностью 1,4 млн т глинозема в год. Пресс-служба «Газпрома» сообщила, что в рамках подписанного договора о сотрудничестве на период строительства системы магистральных газопроводов (СМГ) Бованенково – Ухта в 2009–2012 гг. «Газпром» выполнит проектирование и строительство газопровода-отвода от СМГ Бованенково – Ухта до места расположения глиноземного комплекса. Договор подписали председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и глава Коми Владимир Торлопов.

UC Rusal, а до нее «Суал» годами не могли договориться с «Газпромом» об обеспечении проекта газом. В итоге в этом году UC Rusal объявила о приостановке проекта из-за отсутствия контракта с «Газпромом». Правда, долгожданная новость пришла не совсем вовремя. Из-за кризиса крупные компании пересматривают инвестпроекты. И UC Rusal теперь вряд ли кинется возобновлять проект, без которого она обходилась еще в докризисные времена. Ведь в составе компании появились глиноземные заводы Glencore, которые заменяют собой проект в Коми.

Минус 40%

Коррекция цен на рынке недвижимости может продлиться от двух до четырех лет, а падение составит более 40%, заявил вчера Алексей Чаленко, гендиректор группы «Альянс континенталь». С 2006 г. Чаленко работал советником президента ЗАО «Интеко» Елены Батуриной, а с августа 2008 г. является советником Анатолия Гавриленко, гендиректора УК «Лидер» братьев Ковальчуков.

«Кризис в России намного глубже, чем был в 1998 г., когда цены на недвижимость упали на 40% и рынок восстанавливался 52 месяца», – заявил Чаленко. По его данным, в Москве оптовые сделки по покупке квартир элитного и бизнес-класса заключаются с коррекцией в 25–50%, оптовые цены коттеджей в Подмосковье упали на 60–65%, а в регионах некоторые девелоперы идут на сделки с дисконтом ниже себестоимости, чтобы только выйти из проекта.

Прогнозы эксперта уже подтверждаются: две недели назад «Дон-строй» объявил о скидке в 25%, долларовые цены в «Главстрое» упали почти на 18%. По данным аналитического портала IRN.ru, за последний месяц столичное жилье подешевело на 5% – такими темпами цены падали только после дефолта 1998 г. Но реальная продажа квартир даже по сниженным ценам оказывается практически невозможной, резюмирует IRN.ru. По данным компании «Новое качество», количество сделок сократилось на 50%. Если покупательская активность не восстановится, то нельзя исключать и более глубокого падения цен, чем прогнозирует Чаленко.

Выгодная сделка

Торговые сети вняли совету первого вице-премьера Игоря Шувалова. Чиновник недавно призвал компании помогать поставщикам и производителям, в особенности сельхозпродукции, пообещав поддержку в получении кредитов от госбанков. Вчера Х5 Retail Group объявила о сокращении отсрочки платежей поставщикам отечественной небрендированной сельхозпродукции до 14 дней. «Во многих случаях отсрочка сокращается более чем в два раза», – говорит директор по связям с инвесторами Х5 Анна Карева. По ее словам, в среднем доля поставок небрендированной сельхозпродукции в сети Х5 составляет более 10% от оборота ($6,5 млрд за девять месяцев 2008 г.). Исходя из этого дневной оборот небрендированной сельхозпродукции в магазинах Х5 составляет $2,3 млн. Учитывая, что в среднем отсрочка платежа в компании для сельхозпроизводителей – 30–45 дней, Х5 за этот период выведет из оборота от $34,5 млн до $69 млн. Эту сумму с лихвой покрывает кредит от ВТБ на 7 млрд руб., полученный X5 в ноябре.

Китайцы обгоняют Toyota и Ford

Компания «Ирито», импортер китайских автомобилей Great Wall, BYD Auto, Brilliance Auto и FAW, превзошла всех европейских, японских и американских коллег. С 1 января 2009 г. «Ирито» повысит розничные цены на 15–20%. Новые цены на конкретные модели еще не утверждены, но уже известно, что повышение коснется всего модельного ряда. Аргумент у «Ирито» тот же, что у конкурентов, – доллар подорожал. А если таможенные пошлины на ввоз новых автомобилей повысятся – «Ирито» не исключает и «более значительного» подорожания.

У «Ирито» контракты привязаны к доллару. С начала года китайский юань укрепился к доллару на 5,8%, к рублю – на 21%. Но такой смелости, как «Ирито», до сих пор не позволял себе ни один производитель или дистрибутор: у Toyota среднее повышение цен при нынешнем курсе составляет около 5,5% (при том что японская иена укрепилась к рублю почти на треть), Ford заявил о 5%-ном подорожании, а Mazda осторожно говорит, что подняла цены на 5–7% на отдельные модели. До сих пор основным конкурентным преимуществом продукции китайского автопрома была цена. Интересно, чем продавцы «китайцев» надеются взять покупателя теперь?