Полный контроль

Банки готовы одалживать друг другу деньги, лишь ознакомившись с детальной информацией о партнерах. Так, Сбербанк требует предоставлять ему балансы каждую неделю

У Промсвязьбанка «Сбер» такой информации не запрашивал, но один из иностранных банков недавно попросил присылать ему баланс каждый день, говорит начальник управления операций на денежных и товарных рынках Промсвязьбанка Кирилл Гришанов.

Сбербанк

крупнейший банк Восточной Европы. Основной акционер – ЦБ РФ (57,6%). Капитализация – $15,8 млрд. Финансовые показатели (на 1 ноября по РСБУ): Кредитный портфель – 5202,1 млрд руб., Чистая прибыль – 113,0 млрд руб.

Кредиторы на межбанковском рынке предъявляют все более жесткие требования к заемщикам. На этой неделе Сбербанк попросил присылать ему баланс не ежемесячно, а еженедельно, а расчет нормативов – ежедневно, рассказал менеджер банка из топ-50. Зампред правления Сбербанка Белла Златкис подтвердила эту информацию. «Мы работаем с банками каждый день и должны знать больше, чем в газетах, – поясняет она. – В условиях кризиса информация быстрее устаревает, и ее приходится чаще актуализировать».

Неудивительно, что кредиторов теперь не удовлетворяет традиционный пакет ежемесячных форм, на основе которых открывались лимиты раньше – ведь если их надо показывать лишь раз в месяц, то банки стараются к отчетной дате приукрасить баланс, используя, например, связанные структуры, говорят два банкира, попросившие об анонимности. Больших ресурсов еженедельное предоставление отчетности не отвлекает, однако контрольных отметок станет больше в четыре раза; если раньше какие-то резкие изменения внутри месяца могли остаться незамеченными, то теперь это маловероятно, сокрушается менеджер, получивший письмо от Сбербанка.

«Сбер» еще действует не слишком жестко, все чаще банки-кредиторы запрашивают формы отчетности, где приводятся данные о крупных клиентах, говорит менеджер Инвестторгбанка. Обычно эти формы сдают только в Центробанк, поскольку в них содержится информация, относящаяся к банковской тайне. Тем не менее, чтобы получить деньги от контрагентов на межбанке, частично и ее приходится предоставлять, говорит он. У Номос-банка тоже запрашивали данные о крупнейших клиентах – если не с названиями компаний, то с группировкой по отраслям, однако тем, кто просил эти данные, было отказано, говорит директор департамента операций на финансовых рынках Василий Федоров. Спрашивают также данные о портфеле ценных бумаг и объемах займов у Минфина и ЦБ.

«Если не знаешь, что происходит с банком, рассматривание баланса не поможет. Поэтому все пытаются получить любую дополнительную информацию», – заключает Федоров.