Спорные проекты

Грандиозные проекты нефтегазовых компаний становятся нерентабельными из-за низких цен на нефть – в их числе Верхнечонское месторождение и Штокман
AP

Сама «Роснефть» уже перенесла запуск Ванкорского месторождения с осени этого года на середину следующего. Правда, менеджеры компании объясняли это увеличением масштаба проекта. «Точкой безубыточности для новых проектов, в том числе в Восточной Сибири, является цена нефти в районе $70–100 за баррель», – отмечает аналитик «Солида» Денис Борисов. Если в течение двух лет цена не будет превышать $40 за баррель, можно ожидать массового отказа от них, думает он.

Только в начале октября ТНК-BP торжественно запустила Верхнечонское месторождение (Иркутская обл.) в промышленную эксплуатацию. Тогда цена Urals еще была выше $80 за баррель. В минувшую пятницу Urals подешевела уже до $35 за баррель, вчера на 19.00 МСК спотовые котировки были в районе $38,9 за баррель. «В сочетании с текущим уровнем цен» Верхнечонский проект будет нерентабельным, пока добыча на месторождении не достигнет 90 000 т в месяц, заявил вчера журналистам вице-президент ТНК-BP по продажам и логистике Джонатан Коллек (за весь следующий год ТНК-BP планирует добыть на Верхнечоне около 1,2 млн т). И дело не только в цене: действующие тарифы на производство и транспортировку нефти с месторождения «не являются особо выгодными» даже с учетом льгот по НДПИ для восточносибирской нефти, поделился Коллек (цитата по «Интерфаксу»). Пока нефть с Верхнечонского месторождения идет по ВСТО в реверсном режиме – на участке от Талакана до Тайшета (1100 км), где тариф составляет 981 руб., в то же время транспортировка от Самотлора до Тайшета (1600 км) стоит 634 руб., говорит топ-менеджер.

А в следующем году тарифы «Транснефти» могут в среднем вырасти еще на 21% – такое предложение монополия направила в ФСТ, говорит сотрудник этого ведомства. Решения, впрочем, пока нет. Между тем нефтяники уже обращались к чиновникам с просьбой сдержать рост тарифов естественных монополий. На прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин допустил, что правительство может на это пойти, «имея в виду, что стоимость <...> материалов для инвестиционных программ [самих монополий] тоже падает».

Падение цен на нефть пугает и «Газпром». Бизнес-модель освоения гигантского Штокмановского месторождения рассчитана на основе цены на нефть $50–60 за баррель, заявил вчера глава Shtokman Development Юрий Комаров (на его слова ссылается «Интерфакс»). Он надеется, что к моменту начала добычи на проекте экономическая ситуация изменится.

Но замораживать проекты ни «Газпром», ни ТНК-BP не собираются, уверяют их представители. Убытков концерн не несет, начало добычи на Штокмане запланировано только в 2013 г., к этому времени «Газпром» надеется на рост цен, говорит его представитель. Бюджет, сроки и объемы работ в рамках Верхнечонского, а также Уватского проекта сохраняются в полном объеме и корректироваться не будут, уверяет представитель ТНК-BP. Представитель «Роснефти» (ей принадлежит 25,9% «Верхнечонскнефтегаза») от комментариев отказался.

Что на кону

Верхнечонское месторождение Находится в Иркутской области. Его запасы – 201,6 млн т нефти (C1+C2), 95,5 млрд куб. м газа. Владелец лицензии – «Верхнечонскнефтегаз» (68,5% – у ТНК-BP, 25,9% – у «Роснефти»). Штокмановское месторождение в Баренцевом море. Его запасы – 3,8 трлн куб. м газа (C1+C2). Владелец лицензии – «Севморнефтегаз» (100% у «Газпрома»). Оператор первой фазы (23,7 млрд куб. м добычи, СПГ-завод) – Shtokman Development AG (51% – «Газпром», 25% – Total, 24% – StatoilHydro).