Цифра недели: $35 за баррель


Скорость падения котировок Urals пробивает мой мозг, а не психологический уровень», – пытался отшутиться чиновник финансово-экономического блока на прошлой неделе, когда я спросила его мнение по поводу снижения цены на нефть до $35 за баррель. «Всем сейчас непросто, отстаньте», – отбрил меня другой чиновник (кстати, глубоко интеллигентный мужчина) на просьбу прокомментировать факт понижения S&P долгосрочного кредитного рейтинга России.

Чиновники стали нервными и злыми. Это очень заметно. Они больше не уверены в правильности принимаемых решений. Они растеряны. В понедельник Минэкономразвития собирается рекомендовать Минфину пересчитать федеральный бюджет, исходя из цены на нефть $50 за баррель, а в пятницу нефть уже стоит $35. Стало опасно брать ответственность за выбор стратегий. Ситуация в экономике меняется так быстро, что принятые решения нередко девальвируются еще до того, как вступят в силу. «Это наша жесткая позиция – держать уровень тарифов для естественных монополий», – говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов, отвечающий за всю государственную тарифную политику. Но проходит 10 дней, и другой вице-премьер – Игорь Сечин начинает считать сниженные тарифы. На стратега быстро нашелся антистратег.

Еще пару месяцев назад чиновники называли кризис мировым явлением и, чувствуя за спиной громадный государственный резерв, относились к нему легко. Теперь сытые усмешки превратились в горькие шутки. $35 за баррель кардинально изменили жизнь российской бюрократии. Всемогущий ВЭБ – давнишний кошелек власти – попросил у премьера и собственного председателя наблюдательного совета Владимира Путина 1 трлн руб. ВЭБ, раздающий бюджетные деньги предприятиям и банкам, первым встал в очередь за госресурсом.

Инвестпрограммы и федеральные целевые программы бюджета будут уменьшены от утвержденных показателей как минимум на 30%. Это уже почти принятое решение, рассказывают чиновники. А Минфин пишет рекомендации министерствам и ведомствам резать в следующем году все свои расходы на 15%.

Чиновники теперь другие. Они больше не холеные владельцы бессметных богатств. Они такие же, как все. Они включились в борьбу за ускользающий ресурс. У Путина теперь совсем другое правительство, хотя персональный состав тот же. $35 за баррель – экзамен для премьера Путина. Его задача – сохранить управление над беднеющими, а не богатеющими конкурентами.