Цитата недели


«Удалось предотвратить системный кризис в банковской системе, а такая угроза была».

Владимир Путин, Премьер-министр

Владимир Путин публично признал то, о чем банкиры в приватных беседах говорят уже три месяца: еще несколько дней – и платежная система страны встала бы. Тогда расшивать волну неплатежей пришлось бы вручную, почти как в 1998 г. Только масштаб бедствия сейчас был бы гораздо больше. Однако банкиры не спешили благодарить власти, которые до поры уверяли, что кризис Россию не затрагивает.

Население же решило не рисковать, на всякий случай забирая деньги из банков и закупая впрок кто валюту, а кто и вовсе продукты, спички и т. п. К счастью, это продолжалось недолго. Ведь массового набега вкладчиков не выдержит практически ни один розничный банк в мире. Опыт Великобритании и Исландии стал наглядным тому подтверждением. Не лучше была ситуация и в ряде российских регионов. Если прекращал работу один банк в городе, на следующий день население изымало вклады и опустошало банкоматы и в других банках, рассказывал предправления «Возрождения» Дмитрий Орлов. Тем не менее уже в ноябре отток вкладов практически прекратился. Это дало банкирам повод для несмелых утверждений о том, что доверие граждан к системе удалось сохранить. Не без помощи Агентства по страхованию вкладов (АСВ), которое без сбоев организовывало выплаты вкладчикам банков с отозванной лицензией. Еще целый ряд банков при помощи ЦБ и АСВ нашли спасителей или находятся в поиске, в противном случае средства фонда страхования вкладов для выплат вкладчикам иссякли бы.

«Никаких кредитов, только расчеты», – формулировал идеологию бизнеса в 1999 г. председатель совета директоров среднего банка, здравствующего и поныне. Сдается мне, что и сейчас он рассуждает так же. Причем не он один. Однако поле для деятельности здесь сужается – схемы с векселями, бартером и взаимозачетами возвращаются в российскую практику. А вот увлечение кредитованием может аукнуться – населению и компаниям все сложнее расплачиваться по кредитам, так что качество портфелей со временем должно ухудшиться. Многие предрекали, что ближайший кризис будет кредитным. Но у государства пока достаточно ресурсов, чтобы повременить и с этим: оно становится основным кредитором в стране. И частично спасает как нерадивых заемщиков, так и банки, их кредитовавшие.