По квоте ОПЕК

Завтра ОПЕК обещает сократить квоты на добычу нефти. Того же картель ждет и от России. Отечественные чиновники и нефтяники готовы оправдать эти надежды

ОПЕК надеется, что Россия станет членом картеля, передало Thomson Reuters со ссылкой на президента ОПЕК Шакиба Хелиля. Заявление не случайно: сегодня российская делегация под руководством вице-премьера Игоря Сечина вылетит в Алжир, чтобы 17 декабря поучаствовать в саммите ОПЕК. На нем картель примет очередное решение о сокращении добычи. «У меня нет ни капли сомнения на этот счет», – заявил Хелиль, но планов ОПЕК не раскрыл. Главное, что нужно картелю, – поддержка других стран-производителей, чтобы меры ОПЕК не прошли впустую и предложение нефти на рынке действительно сократилось. Тогда цены на нефть должны вернуться на приемлемый уровень, добавил Хелиль, заметив, что $75 за баррель «хороши для всех» (вчера Brent стоила $45,4, Urals – $43,3).

О возможной координации с ОПЕК говорили уже и Сечин, и президент Дмитрий Медведев. Но в ОПЕК Россия вступать не будет, говорят правительственный чиновник и близкий к администрации президента источник. Оба добавляют, что предполагается сообщить о сокращении добычи, «но не больше, чем она упадет сама по себе».

Официальных прогнозов добычи на 2009 г. Минэнерго не дает. Зато очень много неофициальных. ОПЕК ждет от России сокращения добычи на 200 000–300 000 баррелей в сутки, заявил вчера президент «Лукойла» Вагит Алекперов. Такое сокращение скорее всего будет подсчитано исходя из планируемой среднегодовой добычи на 2009 г., сказал он (откуда такие данные, представитель «Лукойла» объяснить не смог).

300 000 баррелей в сутки – это 3% снижения, добавляет аналитик «Солида» Денис Борисов. Он уверен, что такое снижение состоится естественным путем. Тот же прогноз и у аналитика «Тройки диалог» Валерия Нестерова: никаких специальных мер для этого не надо. И если он сбудется, то это минус 15 млн т добычи по году (до 475 млн т), или в сумме $4,8 млрд по вчерашней цене Urals.

А есть и более пессимистичный прогноз – минус 9% при отсутствии инвестиций в нефтянку, подсчитал один из чиновников, занимающихся ТЭКом. А это уже почти 44 млн т потерь по году, или почти $14 млрд. Но такой сценарий маловероятен. Добыча на истощенных месторождениях без инвестиций действительно снизится на 10% в год, говорит Нестеров. Но нефтяники не перестанут вкладывать деньги, хоть и сократят вложения процентов на 15.

Поможет ли все это мировым ценам на нефть, эксперты предсказать не берутся. Чтобы вернуться к $60–80, с рынка нужно убрать около 2,5 млн баррелей суточной добычи, считает Алекперов. Впрочем, если Россия сократит свою добычу на 9%, то, возможно, так и выйдет. Причем на ВВП такие потери могут и не отразиться, допускает главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков. Если курс доллара и цена нефти параллельно упадут на 9–10%, то с учетом падения промпроизводства ВВП в 2009 г. может уменьшиться на 3–4%, говорит он: если в начале года рубль будет резко ослаблен, импортные товары будут заменяться отечественными, начнут выдаваться кредиты, ВВП может вырасти на 3–4%.