Поправили президента

Не обо всех фактах коррупции обязаны сообщать чиновники, передавать акции в управление пока не нужно – это еще не все поправки, внесенные в президентский антикоррупционный пакет

В основном поправки (только в базовый закон «О коррупции» – 30) внесли председатель комитета Думы по госстроительству Владимир Плигин и его первый зам Александр Москалец.

Исключена инициатива президента Дмитрия Медведева по сокращению числа категорий лиц с иммунитетом, хотя организация по борьбе с коррупцией Совета Европы 5 декабря напомнила России, что нужно сократить их количество. Игорь Николаев из ФБК считает, что отказ от снятия иммунитета препятствует борьбе с коррупцией среди высокопоставленных чиновников, а это самый опасный ее вид.

Нет и нормы по усилению контроля за структурой собственности организаций, причастных к коррупционным правонарушениям. По словам оперативника центрального аппарата МВД, эта норма была вызвана к жизни тем, что со многими депутатами и чиновниками расплата давно идет долями в компаниях или акциями.

Норма, обязывающая муниципальных чиновников отдавать в доверительное управление ценные бумаги, не вступит в силу, пока не будет определена организация, которая будет ими управлять. Этого пока не сделано. Федеральные чиновники ждут этого с 2005 г.

Изъята необходимость для чиновников сообщать обо всех известных им коррупционных правонарушениях – рассказывать следует только о тех, где фигурируют они сами. А они и так обязаны это делать, говорит оперативник МВД.

Источник в Госдуме говорит, что с изъятием положений о доносительстве и иммунитете между антикоррупционным пакетом и планом президента по борьбе с коррупцией возникло противоречие: в плане записаны эти пункты, а цель закона – реализовать план. В таком виде пакет не учитывает также положения международных конвенций, во исполнение которых инициированы законопроекты.

«Сокращение иммунитета – не предмет данного законодательного пакета», – считает Москалец: с должностных лиц, лишившихся иммунитета, спрашивать будет сложнее – вместе с тем может исчезнуть и их ответственность. Что касается пункта о доносительстве, то достаточно и существующих норм. Москалец говорит, что он на стороне президента, но оказалось, что президент выдвинул идеи, которые ни общество, ни органы управления не готовы понять и претворить в жизнь, этому было организовано мощное сопротивление.

Поправки окончательно выхолащивают содержание закона, резюмирует доцент ВШЭ Павел Кудюкин.