Не поможет

Потенциальному зрителю фильма «Эрос, помоги!» (Bang bang wo ai shen) помощь может потребоваться как раз от обилия Эроса. Вероятно, медицинская

Трейдер (Ли Кан-Шен) слоняется по своим гигантским апартаментам с хорошим недешевым ремонтом. После экономического кризиса апартаменты уже не соответствуют реальному благосостоянию трейдера: кажется, он все потерял. Ко всему прочему трейдер, очевидно, переживает кризис экзистенции. И если борьба с банкротством – занятие нудное и неприятное, то с экзистенцией разобраться значительно проще. В качестве терапии трейдер закономерно останавливается на сексе, по возможности беспорядочном и экстремальном.

Помогает ли трейдеру терапия, понять до поры довольно непросто, так же как вообще непросто понять, на что, кроме позиции 69, тут стоит обратить внимание. Кинокартины об экзистенциальном кризисе вообще-то особая история. Если в первые минут пятнадцать не понять, в чем, собственно, состоит кризис (к примеру, «мне тридцать пять лет, Лермонтов восемь лет как лежал в могиле»), смотреть на то, как герой шаркает по паркету, теребит подсвеченные синим занавески, медитирует на городской неон и неостановимо страдает, практически невыносимо. Надежда на то, что эрос действительно поможет (если не герою обрести счастье, то хотя бы зрителю пережить проведенное в кинотеатре время), тает быстро и окончательно: где-то после сцены с полной, голой, ясное дело, женщиной, ванной и живым вроде бы угрем. Впрочем, недооценивать просветительскую функцию кинофильма «Эрос, помоги!» не стоит – помимо угря в ванне там еще масса эпизодов «хозяйке на заметку».

«Эрос, помоги!» – вторая режиссерская работа (после «Пропавшего») Ли Кан-Шена, любимого артиста Цай Мин Ляна. Лучшие годы Ли ушли на воплощение альтер-эго Цая, и теперь он вполне закономерно самореализуется. Фильм откровенно автобиографичен: если и не в эпизодах сексуальной эквилибристики (эту тему режиссер, к сожалению, не комментирует), то в общечеловеческой части сюжета точно. В какой-то момент актер потерял деньги на фондовой бирже, а взамен получил инвалидность из-за проблем с позвоночником. Как и его герой, Ли не раз и не два звонил по телефону доверия, и тоже всерьез рассматривал возможность самоубийства. Все эти обстоятельства, конечно, заранее вызывают необъяснимую симпатию к художнику. Только вот, как ни печально, на качестве кино никак не отражаются.

Наивно было бы ждать от артхаусного тайского фильма захватывающего сюжета и остроумных диалогов. Тут их и нет. Единственное, на что вправе рассчитывать зритель экзистенциальной драмы, – это на минимальное сопереживание герою. У Цай Мин Ляна получается этого добиться, у Ли Кан-Шена, к сожалению, нет.

«Эрос, помоги!» больше всего походит на самопародию: авторское кино, каким его видят воинствующие адепты голливудских хитов. Вместо исповеди получился малоудачный ремейк «Последнего танго в Париже». Там в общем-то тоже был кризис экзистенции, полупустая квартира и много секса. Там, правда, если кто помнит, все это было на чистом сливочном масле.