По примеру S&P


«Транснефть»

нефтепроводная монополия. Акционер – государство (100% голосов). Финансовые показатели (РСБУ, 9 месяцев 2008 г.): Выручка – 183 млрд руб., Прибыль – 2,8 млрд руб.

Международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service сообщило вчера о понижении рейтинга «Транснефти» с уровня А2 до уровня А3. Рейтинг сохраняется на пересмотре с возможностью дальнейшего понижения. Также снижена оценка облигаций на сумму $4,3 млрд, выпущенных компанией TransCapitalInvest Limited от имени «Транснефти» (с А2 до А3). Понижение рейтинга госкомпании связано со снижением прогноза рейтинга России с «позитивного» до «стабильного», объясняет Moody’s.

На прошлой неделе долгосрочный кредитный рейтинг России понизило и агентство Standard & Poor’s (с BBB+ до BBB). Вместе с «суверенным» S&P снизило с BBB+ до ВВВ с «негативным» прогнозом рейтинги «Транснефти», Москвы и Банка развития (ВЭБ).

«Транснефть» не унывает. «Мировой экономический кризис во многом показал несостоятельность рейтинговых агентств, – говорит представитель компании Игорь Демин. – Вряд ли инвесторы, с которыми мы работаем, будут прислушиваться к этим оценкам». Событие, конечно, неприятное, но для «Транснефти» не критичное, отмечает аналитик МДМ-банка Михаил Галкин. Компания остается одним из лучших российских заемщиков: выше, чем у «Транснефти», рейтинги сейчас остаются, пожалуй, только у госбанков, говорит эксперт.

На середину года долг «Транснефти» по кредитам и займам составлял 180,9 млрд руб. Летом «Транснефть» раскрывала оценку капвложений на 2009 г. – 265,7 млрд руб. Но инвестпрограмма пока не одобрена – ее размер будет зависеть от уровня тарифов, которые еще не утверждены (сама «Транснефть» просит увеличить их в среднем на 16% в 2009 г.). Вне зависимости от решения по тарифам «Транснефть» в 2009 г. будет финансировать строительство двух очередей Восточного нефтепровода, БТС-2 и Бургас – Александруполис, говорит Демин.

Вряд ли понижение рейтингов существенно изменит условия финансирования для «Транснефти», считает Галкин. К тому же компания собирается занимать при поддержке государства, в том числе через выпуск инфраструктурных облигаций.