Было б где работать

Тема борьбы с послепраздничной расслабленностью работников стремительно теряет актуальность. В условиях кризиса, говорят работодатели, лучшая стимуляция сотрудника после новогодних каникул – это сохранение его рабочего места в 2009 г.

В компании AGC Flat Glass Russia, по словам ее HR-директора Константина Колупаева, перед уходом на каникулы сотрудникам разошлют памятку, цель которой – дать несколько практических советов, как вернуться в рабочий режим. Помимо заблаговременного составления индивидуальных планов работы на 2009 г. подчиненных попросят «разобрать и очистить рабочее место от ненужных бумаг», во время праздников «обязательно сходить на лыжах, выехать на природу с друзьями или с семьей» и по возможности отказаться от большого количества алкоголя.

Митингуй или проиграешь

«Сразу после праздников мы устраиваем мозговые штурмы, причем записываем все на камеру, – рассказывает Михаил Романов, региональный менеджер компании Stonesoft в России и странах Балтии. – Сотрудники перед уходом на каникулы получают задание придумать новые идеи, приемы работы с клиентами на следующий год. Все мы знаем, что на отдыхе в голову могут прийти самые неожиданные решения». Метод, по его словам, работает безотказно: предложения получаются самые разные и порой неприменимые, но народ не хандрит и не спит на рабочих местах, а активно включается в мыслительный процесс.

Менеджмент-митингами, собраниями и прочими коллективными мероприятиями раскачивают сотрудников и в компании Avon. «В первые дни после праздников мы проводим встречи – сначала с руководителями департаментов, а потом с сотрудниками», – говорит Анна Мозговая, менеджер по персоналу «Avon Восточная Европа».

Денег, и побольше

Может, для кого-то новогодние каникулы и праздники, а для сотрудников Императорского фарфорового завода – обычные будни. «У нас технологии беспрерывного цикла, связанные с обжигом изделий, поэтому в праздничные дни на работу обязательно выходит часть рабочих и обслуживающего персонала, – говорит директор по связям с общественностью Олег Николаев. – На заводе также всегда сильно загружено производство, которое занимается выпуском высокохудожественного фарфора, – живописцы работают и в праздничные, и в выходные дни и сами в этом заинтересованы, поскольку их труд оплачивается как сверхурочный». По мнению Николаева, стимулировать работников завода после новогодних каникул нет никакого смысла – они и без того работают с удвоенной силой. «Как это ни странно, но рынок сейчас требует все больше продуктов уровня люкс, кризис лишь подстегнул спрос на нашу продукцию – на волне каких-то панических настроений люди начали приобретать фарфор, который в будущем можно будет реализовать с выгодой», – поясняет он.

Андрей Мудрый, свободный бизнес-консультант, рассказывает, что во всех компаниях, где он работал ранее, люди могли выйти на работу в любой праздничный день, если того требовал бизнес, и никаких компенсаций за это никто не получал. «Работодатель имеет право привлечь работников к труду в праздники без их согласия только в условиях чрезвычайных обстоятельств, – напоминает Наталья Петрыкина, кандидат юридических наук, преподаватель международно-правового факультета МГИМО. – В остальных случаях необходимо наличие письменного согласия работника». Работодатели также должны помнить, что работа в праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере, добавляет она. «Люди собираются вместе деньги зарабатывать, а не законы соблюдать – если у компании есть определенный график работы, ему нужно следовать», – категоричен Мудрый.

Кто быстрее

«В маркетинговом бизнесе есть сезонность: исследования особенно активно продаются в последнем квартале года, а в январе наступает спад, – делится опытом Дмитрий Чумаков, президент Vector Market Research. – Учитывая это, послепраздничный период мы стараемся использовать для такой работы, которая не требует большой энергии и активности, – т. е. для разработки новых продуктов и подготовки их к выводу на рынок». Январь – февраль – время трудное для всех работодателей, признает эксперт. Раньше в его компании за любые нарушения трудовой дисциплины штрафовали, причем штрафной фонд направляли на нужды самих же сотрудников. «Закупали, к примеру, для отдела печенье и публично объявляли спонсора – человека, который чаще всех опаздывал», – рассказывает Чумаков. В результате таких полушутливых-полусерьезных предупреждений дисциплина постепенно налаживалась, добавляет он.

«В период кризиса главным демотивирующим обстоятельством для сотрудников становится элементарная неосведомленность, незнание того, что их ждет в ближайшие месяцы нового года», – рассуждает тренер-эксперт тренинговой компании CBSD Марина Фурта. Значит, если компания хочет как можно быстрее настроить людей на рабочий лад, она прежде всего должна попытаться устранить эту неуверенность в будущем. «Иными словами, у подчиненного должен быть список задач, которые нужно выполнить к определенному сроку, – поясняет Фурта. – Причем составлен он должен быть заранее. В этом, быть может, и весь секрет – уходя на каникулы, человек знает, что, вернувшись, ему нужно будет сделать то-то и то-то, а по некоторым задачам хорошо бы еще и поставить короткий дедлайн».

Некоторые работодатели полагают, что проблема послепраздничной хандры вообще высосана из пальца. «В консалтинговом бизнесе, где работа в основном проектная, люди привыкли управлять рабочим графиком», – уверяет Марина Малыхина, гендиректор Energy Consulting / Business Service. «Мы просыпаемся после Нового года очень быстро, потому что это время тотальных аудиторских проверок», – соглашается гендиректор экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко.

«Сейчас, в условиях кризиса, лучшая стимуляция сотрудника к работе после новогодних праздников – это сохранение его рабочего места в 2009 г.», – улыбается ведущий специалист по работе с клиентами компании «Империя кадров» Юлия Пискунова.