У России – три месяца


Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал, что в ходе уголовного преследования бывшего вице-президента ЮКОСа Алексаняна Россия нарушила несколько статей Европейской конвенции о защите прав человека. Решение по жалобе Алексаняна (подана в ноябре 2006 г.) опубликовано на сайте суда.

Суд решил, что нарушены положения о запрете пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения (заявитель не получал должной медицинской помощи в тюрьме), праве на справедливое судебное разбирательство (его необоснованно долго держали за решеткой).

В постановлении суда также отмечается, что Россия не выполнила предписания ЕСПЧ: в 2007 г. суд неоднократно предлагал российским властям «обеспечить лечение истца в специальной больнице». Российская сторона отвечала, что Алексанян получает необходимое лечение в тюрьме.

С учетом этих нарушений, а также тяжелого состояния здоровья заявителя Россия обязана заменить предварительное заключение другими «приемлемыми и менее строгими ограничительными мерами», говорится в решении.

Суд рассмотрел дело в приоритетном порядке и признал по всем заявленным пунктам нарушения со стороны РФ, говорит страсбургский адвокат Алексаняна Дру Халлинер, добавляя, что его подзащитный Алексанян не просил денежную компенсацию. По его словам, главное, что признали: его арест и задержание противоречили Европейской конвенции по правам человека. Еще более важно, что суд в своем решении декларировал фамилии следователей – Каримова, Русановой, Хатыпова, которые, зная диагноз болезни Алексаняна, предлагали ему свободу в обмен на показания против ряда руководителей ЮКОСа, уточняет источник, близкий к защите.

По конвенции решение ЕСПЧ вступит в силу, если стороны не обжалуют его в Большую палату ЕСПЧ. Представитель Минюста говорит, что вопрос о возможности обжалования будет решен после ознакомления с решением суда, на это дается три месяца. Механизма, который обеспечил бы более оперативное исполнение решений ЕСПЧ, не существует, констатирует юрист института «Право общественных интересов» Ольга Шепелева: суд только устанавливает факт нарушения, предполагается, что каждое государство само решает, как его устранять. Контроль за исполнением решений возложен на комитет министров Совета Европы, который запрашивает у государств информацию о принятых мерах. Комитет министров собирается на специальные заседания шесть раз в году.

«Пока еще сами не знаем, как оценивать это решение, – признается отец Алексаняна Георгий. – «Заменить предварительное заключение» – звучит довольно расплывчато. А завтра нам скажут: «Мы его уже освободили, только заплатите 50 млн руб.».