Чиновники, отдайте деньги Мэдоффа!

Пока регуляторы пытаются разобраться в мошенничестве финансиста Бернарда Мэдоффа, длившемся три десятка лет, инвесторы думают, как вернуть потери, достигающие $50 млрд. Некоторые обвиняют в убытках регуляторов

Нью-йоркская пенсионерка Филлис Молчатски требует, чтобы Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) вернула ей $1,7 млн, инвестированные в хедж-фонд Мэдоффа. «Несостоятельность SEC дала возможность Мэдоффу развивать свою схему, вовлекая в нее все больше и больше невиновных инвесторов», – утверждает Молчатски. В 2001 г. по совету брокера она вложила почти все свои накопления – $2 млн – в хедж-фонд American Masters Broad Market Fund, аффилированный с бизнесом Мэдоффа. Молчатски успела забрать из фонда $300 000, в октябре 2008 г. на ее счете числилось $3,8 млн.

Если SEC в течение полугода не ответит на требование о возмещении, инвестор имеет право подать против комиссии иск в федеральный суд. «Добиться в этом успеха – трудная задача», – комментирует требование Молчатски профессор юстиции Грегори Сиск. Суды не любят выносить вердикты, обязывающие агентства выступать гарантами по подобным убыткам, говорит он.

Непосредственные инвесторы Мэдоффа действительно большой разборчивостью не отличались. Один из донорских фондов Bernard L Madoff Investment Securities – Kingate Global предупреждал инвесторов, что брокер может исчезнуть вместе с их деньгами. Правда, это не помешало Kingate Global собрать от инвесторов для Мэдоффа $2,75 млрд. Фонды-доноры, так же как и Мэдофф, не любили раскрывать свою отчетность даже для собственных инвесторов. Юридическая школа Нью-Йорка заявила, что никогда не стала бы инвестировать $3 млн в другой донорский фонд Мэдоффа – Ascot Partners, если бы было известно, что практически все активы Ascot Partners вложены в бизнес Мэдоффа.

Между тем Мэдофф не отказывал желающим вложить в его бизнес деньги, даже когда у его фонда начался отток средств. «Я подошел к Мэдоффу 2 октября, чтобы спросить, примет ли он $25–50 млн, и он сказал: «Конечно», – рассказывает один из его давних партнеров. – Я слышал, что у него отток и он открыт для новых денег». «Оказалось, что донорских фондов было гораздо больше, чем все ожидали», – говорит другой управляющий.

Прокуроры полагают, что Мэдофф занялся мошенничеством не сразу, но его первоначальная трейдинговая стратегия оказалась неудачной и заказов от клиентов почти не было. Поэтому он стал принимать деньги от новых клиентов, чтобы расплатиться со старыми, рассказывают источники, знакомые с ходом расследования. Прокуроры требуют, чтобы им предоставили отчетность хедж-фонда Мэдоффа начиная с 2000 г. Это должен сделать до конца недели аудитор хедж-фонда Дэвид Фрилинг.

Не меньше чем отчетностью фонда прокуроры интересуются бывшими помощниками Мэдоффа. В первую очередь 52-летним Фрэнком ДиПаскали, проработавшим с Мэдоффом более 30 лет. «Если вам что-то было нужно – открыть счет, внести деньги, вывести деньги, – надо было звонить Фрэнку, – говорит один из инвесторов, – без него ничего с этом офисе не происходило». ДиПаскали никаких обвинений пока предъявлено не было.