Звери на фанере

Василий Ватагин – классик анималистики, но на его выставке с сожалением видишь, что он был еще и сов-служащим

Ставшие классикой иллюстрации к книжке «Маугли», многочисленные рисунки животных и замечательные деревянные обезьяны, слоны, медведи, кошки – это наследие Василия Ватагина регулярно появляется на различных выставках и неизменно вызывает удовлетворение. Звери у него выглядят именно что как звери, настоящие, а не как поводы для художнических экспериментов. Глядя на них, понимаешь, что нарисованы они мастером, честным художником, любящим природу. Его картины и рисунки со зверями – красивые, а герои их – как живые.

Так что большая выставка Ватагина, открытая Третьяковской галереей в канун новогодних каникул и в честь 125-летия со дня рождения художника, казалась предсказуемым оазисом среди скандалов в современном искусстве и других жизненных беспокойств.

Но Третьяковка, увы, пошла на эксперимент и решила показать неизвестного Ватагина. Прекрасную анималистическую скульптуру и чудесные рисунки дополнили огромными панно, которые художник писал для Дарвиновского музея, где прослужил почти полвека. Наверное, в этих картинищах на фанере есть научно-познавательный смысл, но с точки зрения искусства они мертворожденные и оставляют тяжкое впечатление живописных чучел.

Очень обидно. Сам Ватагин считал свое художническое дарование скромным, но гордился, что преумножил талант трудолюбием и страстью к изображению мира животных, «любовью к нему, к его формам и моментам проявления его жизни». Он прожил до 85 лет, и за это время сделал много полезного для науки и ее популяризации, но в Третьяковке лучше бы показали его только как замечательного художника, анималиста.