Рестораны на диете

Рестораторы уже почувствовали снижение аппетита. Теперь бизнесмены надеются, что кризис позволит им снизить затраты на аренду и персонал
Е.Кузьмина

Рестораны Петербурга. 38,7

млрд руб. – оборот рынка общественного питания за 11 месяцев 2008 г.

28%

составил рост по сравнению с тем же периодом прошлого года

6149

заведений общепита действует в городе

Расходы на питание вне дома в октябре сократили 35,2% петербуржцев, а 7,3% вообще отказались от услуг общепита, подсчитали в исследовательской компании «Комкон Санкт-Петербург», опросив в начале ноября через интернет 1000 жителей Петербурга в возрасте 18–45 лет. В ноябре оборот рынка общественного питания снизился на 7% по сравнению с октябрем и составил 3,5 млрд руб., сообщает комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ).

«Снизилось число проводимых у нас корпоративных праздников, из-за этого прибыль оказалась на 20% ниже, чем прогнозировали», – говорит гендиректор компании «Свои в городе» («Строганов стейк хаус», «Русская рюмочная») Леонид Гарбар. «Ожидаемого повышения оборота в ноябре не было, в результате мы потеряли 5–6% выручки», – сказал совладелец «Чайной ложки» Борис Крупкин. По его мнению, больше всего кризис отразился на ресторанах для ежедневного питания со средним чеком 500–1000 руб. Гарбар считает, что уязвимы рестораны с чеком более 2000 руб., а также кейтеринговые компании. В заведениях среднего класса спрос упал на 5%, в дорогих ресторанах – на 10%, оценивает исполнительный директор консультационной компании Restcon Андрей Петраков.

Участники рынка задумались об антикризисных мерах. «Кофе хауз» собирается в январе – феврале продавать торты со скидкой в 50% для поддержания и активизации спроса, говорит старший менеджер отдела маркетинга и рекламы петербургской компании «Кофе хауз эспрессо и капучино бар» Татьяна Вавилова. Владелец ресторанов «Пробка», «Рыба», «Моцарелла-бар» Арам Мнацаканов объявил новогоднюю скидку в 15%, чтобы нивелировать такое же снижение спроса.

Рестораторы ведут переговоры о снижении арендных ставок. По словам Петракова, на аренду приходится в среднем 30% затрат заведений общепита. Арендодатели идут на уступки, утверждает директор по PR «Ростик групп» Валерия Силина. С лета ставки сократились вдвое и еще на столько же сократятся к февралю, ожидает Крупкин. А Гарбар утверждает, что ни владельцы помещений, ни поставщики продуктов не намерены сейчас снижать цены.

«Пока нет тенденций к снижению покупательского потока в наших торговых комплексах, и снижать арендные ставки в I квартале 2009 г. мы не намерены, а дальше будем смотреть по ситуации», – говорит президент холдинга «Адамант» Игорь Лейтис. До Нового года ставки и не изменятся, арендодатели понимают, что в декабре никто из арендаторов не уйдет, уверен Роман Евстратов, директор департамента торговой недвижимости Colliers Int. В регионах арендные ставки упали на 30–35%, а в Петербурге они начнут снижаться после Нового года, надеется Анастасия Гусева, руководитель отдела маркетинга компании «Кофе сэт», которая развивает по франчайзингу сеть кофеен Coffee shop.

«Теремок» просит владельцев помещений, в которых расположены его блинные, снизить ставки на 20–30%, но получается на 15%, рассказывает директор по развитию компании «Теремок» Юлия Дружинина. В то же время на рынке появляются интересные предложения со ставкой на 30% ниже, чем летом, продолжает она.

На Невском пр-те ставки для ресторанов могут доходить до 200 евро за 1 кв. м в месяц, кофейни и предприятия быстрого питания могут платить до 250 евро, говорит Евстратов. Аренда площадей в фудкортах в торговых центрах, по его словам, стоит $100 за 1 кв м. в месяц.

По словам Дружининой, в 2009 г. «Теремок» планирует открыть еще пять точек в торговых центрах, договор с «Сити-молл» уже подписан. «Чайная ложка», по словам Крупкина, планирует открыть от пяти до восьми новых точек. Несколько новых заведений во втором полугодии 2009 г. может появиться у «Кофе хауз», сообщила Вавилова. Компания «Вкус» не отказывается от планов вложить 40 млн евро в открытие 100 кофеен разного формата в течение трех лет, говорит ее гендиректор Денис Радзимовский. Предпочтение отдают проектам со сроком окупаемости менее трех лет и арендной платой до $100 за 1 кв. м в месяц.

У кризиса есть и другие плюсы – наконец-то закончится дефицит персонала, радуется Силина. Вавилова говорит, что закрыты даже те вакансии, которые висели долгое время. Появились резюме от людей старше 25 лет, которые рассматривают работу официанта и бариста как временную, рассказала Гусева. В январе поток резюме вырастет в 10 раз, ожидает Радзимовский. Зарплата официанта, по его словам, из-за кризиса снизится с 25 000 руб. до 15 000–17 000 руб. в месяц.