Спрос иссяк

По многим небольшим американским компаниям нанесен серьезный удар. Причина – колебания курсов валют и снижение спроса со стороны зарубежных клиентов, для которых услуги американских производителей вдруг оказались слишком дороги

В начале года даже самые маленькие из американских компаний часто находили новых клиентов на растущих иностранных рынках. Высокие цены на нефть, природный газ и другое сырье способствовали росту экономики в Дубае, России и Канаде – и побуждали к расходам.

Но за последние недели доллар укрепился по отношению к многим основным мировым валютам – и внезапно те же самые американские товары за рубежом значительно подорожали. Иностранные клиенты перестали покупать американские товары. «Произошел поворот на 180 градусов: раньше никто не обращал внимания на расходы, а теперь все начали считать деньги», – говорит Лари Хардинг, основатель и президент консалтинговой компании High Street Partners, помогающей компаниям выйти на зарубежные рынки. В итоге, добавляет он, маленькие и средние компании, имеющие зарубежное присутствие, по большей части сейчас находятся в режиме «поживем – увидим». И «мы наблюдаем значительное замедление» зарубежной экспансии.

Изменение ситуации отразилось на дистрибуторе строительного оборудования Hoffman International из Нью-Джерси. Весной и летом доля зарубежного бизнеса, включая Северную Африку, Ближний Восток, Латинскую Америку и часть Европы, выросла на 40% по сравнению с предыдущим годом. Значительная часть этого роста пришлась на Россию, говорит Муся Туманян, старший вице-президент Hoffman, где компания наблюдала «гигантский наплыв» заказов от компаний, желающих обойти их традиционных поставщиков из Западной Европы. Российский бизнес помогал Hoffman компенсировать падение спроса в США.

«Я не видела такой чувствительности к валютным курсам за 30 лет торговли с зарубежными странами», – говорит Туманян, добавляя, что первое, что делают клиенты, – это считают, сколько можно купить на их валюту именно в этот день. Для фирмы с почти 90-летней историей наступили тяжелые времена, говорит она: «Перспективы безрадостные». В подобной ситуации оказался и Роддан Паолуччи из компании Palos Verdes Estates, штат Калифорния, занимающейся созданием брендинговых и маркетинговых программ для роскошного жилья, в том числе разработкой веб-сайтов и рекламных кампаний. Когда в прошлом году рынок высококлассного жилья в Южной Калифорнии начал слабеть, Марк Паолуччи, президент компании, быстро переориентировался на зарубежный рынок, где помогал находить желающих приобрести квартиры стоимостью в несколько миллионов долларов. В течение трех кварталов этого года он находил покупателей на Ближнем Востоке, в России и Канаде. Когда в июле фирма отправилась в поездку с презентацией, несколько инвесторов из Дубая и Москвы сделали заказы на его услуги не глядя. А один инвестор из Дубая с помощью Паолуччи приобрел за несколько миллионов долларов жилье для своего сына, который собирается учиться в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

Сейчас, говорит Паолуччи, продать дорогое жилье так быстро уже не получится. Даже в Дубае, где экономика по-прежнему растет, богатые инвесторы более консервативно тратят деньги. Каждый месяц, говорит он, прибыль немного снижается, поскольку клиенты отказываются от маркетинговых услуг и выездных презентаций, за которые они платят фиксированную или почасовую плату. Если ситуация в экономике не изменится, он надеется, что в 2009 г. компания хотя бы не принесет ему убытков.