Год в апофеозе

У уходящего года, редкостно щедрого для искусства, одна особенность – свои достижения он может унести с собой

В уходящем году – проводим его с почестями и стоя – искусство было, как никогда, дорого. Цены росли – у нас и в мире – на старое искусство и особенно на современное. Свободные нефтедоллары собирались в тучи и проливались в искусство золотым дождем, оплодотворяли его, как Зевс расслабившуюся Данаю.

Благодаря этому союзу рождались ценовые рекорды, размножались галереи, открывались журналы и интернет-порталы, самые главные аукционные дома везли к нам выставки топ-лотов, похожие на музеи шедевров, самые активные дилеры – выставки-продажи, тоже маленькие музеи «под ключ».

Апофеозом успеха, символом счастливого союза больших денег и большого искусства стала ретроспектива Ильи Кабакова в арт-центре «Гараж». Старый и знаменитый художник обеспечил начинающей культуртрегерше (Гараж – не коммерческое, а просветительское заведение) высокий старт в арт-мире, обстоятельства ее личной жизни сделали из его выставки громкую сенсацию.

Правда, к своему материальному счастью искусство оказалось не вполне готово – физически и морально. Галерей стало едва ли не больше, чем художников, и уж точно больше, чем посетителей. Заоблачные цены ставились на самые низменные произведения. Новые журналы и интернет-ресурсы злоупотребляли светским трепом и выяснением отношений. Но что делать – искусство и его приобретение вошли в моду, а ей свойственны крайности. А что касается тотальной коммерциализации творчества и превращения его в предмет потребления, в игрушку для богатых – то так в истории уже бывало, даже почти только так и бывало, что не мешало рождению шедевров.

Да и, будем справедливы, простому любителю прекрасного с барского стола доставались не крохи, а много роскошного Тернера в Пушкинском музее (спасибо Алишеру Усманову), немного прерафаэлитов в Третьяковке (поклон Christie’s), лучшие королевские коллекции мира в Музеях Московского Кремля (отличная работа со спонсорами). Музеи, что скрывать, на бюджетные деньги много не покажут. В большинство галерей – свободный доступ, кроме дней вип-вечеринок.

Возможно, если бы вдруг не оскудели запасы нефтедолларов, то тема «Искусство и деньги» могла стать такой же горячо дискутируемой, как в советские времена тема «Искусство и власть». Тогда вопрос, продаваться или нет, звучал иносказательно и подразумевал ответ, что лучше не надо: свобода творчества дороже денег. В последние годы этот вопрос звучит буквально и ответ на него только один: продаваться – и как можно дороже, что больше стоит, то и ценность. Кто не согласен – пусть делает другое искусство, оно в сопротивлении коммерческому (или угождающему власти) только крепнет и выше ценится.

Теперь прогноз: если наше общество, потрясенное экономическим кризисом, вдруг перестанет быть обществом потребления и востребует новые ценности, то искусство обязательно этот заказ выполнит. Были бы деньги.