Льготный проезд

Нефть, зерно, контейнеры и автомобили в этом году можно перевозить по железной дороге со скидкой, а вот металлургам, угольщикам и химикам придется платить полную стоимость

Накануне новогодних праздников Федеральная служба по тарифам (ФСТ) утвердила железнодорожные тарифы на 2009 г. За год тариф будет повышен в среднем на 8%: с 1 января – на 5%, с 1 июля – еще на 5,7%, говорится в сообщении службы. При этом до кризиса планировалось повышение на 14%. Утвердила служба и исключительные тарифы – скидки на перевоз отдельных видов грузов.

СЭКОНОМЯТ НА ЖЕЛЕЗКЕ

Самых больших поблажек добились нефтяники. Стоимость перевозки сырой нефти будет считаться с новым коэффициентом – 1,15 вместо 1,22, т. е. вместо общего роста на 8% перевозки нефти в пределах России и на экспорт через порты подорожают на 1,8%. Стоимость перевозки 1 т нефти для «Лукойла» в 2008 г. была $44-59, говорит предстаивтель «Лукойла». Значит, с учетом дисконта она выросла до $44,8–60, а могла бы подорожать до $47,5–63,7.

Абсолютный размер тарифа на все виды контейнерных перевозок ФСТ оставила на уровне 2008 г., продолжает гендиректор «Русской тройки» Владимир Чиснаков, и фиксация тарифа поможет снизить темпы падения грузоперевозок (за IV квартал они сократились примерно на 20–30%). Но тарифы у конкурентов снижаются, сетует он, например, перевозки автотранспортом за последние месяцы подешевели на 10–15% из-за снижения цен на топливо. Привлечь за счет фиксации тарифа поток транзитных грузов тоже вряд ли удастся – стоимость перевозок в обход России падает на 30–50%, отмечает Чиснаков.

Сельхозпроизводители получили новую скидку на перевозку зерна и продукции мукомольной промышленности из Центрального федерального округа – с 1 января на этом направлении на перевозки дальностью от 1100 км действует понижающий коэффициент 0,5. Но в отрасли решением ФСТ недовольны. «Мы просили установить скидку на любые расстояния», – говорит президент Зернового союза Аркадий Злочевский. А длина одного из самых распространенных маршрутов Международной зерновой компании от Воронежской области до Новороссийска – 1069 км, т. е. на него скидка не распространяется, возмущен директор по логистике этой компании Алексей Расницов. Возить зерно с дисконтом можно только в Мурманск – 2523 км, но объем поставок в этот регион минимален, а до основных рынков, московского и петербургского, расстояние меньше 1100 км. Сейчас компания собирается увеличить долю перевозок автотранспортом, говорит Расницов.

В числе льготных грузов и автомобили: коэффициент для их перевозки на расстояние от 1000 до 3000 км из регионов с развитым автопромом снизился с 0,71 до 0,37. Коэффициент для Дальнего Востока – 0,54 вместо 0,71.

БЕЗ ДИСКОНТА

Для металлургов, угольщиков и производителей удобрений кризисных скидок не будет. Для этих грузов действуют старые коэффициенты, следует из сообщения ФСТ. Значит, перевозка подорожает на 8% в год. Производители угля – «Распадская», «Белон», «Сибуглемет», СДС в ноябре просили вице-премьера Игоря Сечина зафиксировать тарифы на уровне 2008 г., ввести отсрочку оплаты на 30 дней и сохранить льготы на перевозку кокса на экспорт. Но в решении ФСТ была учтена только последняя просьба. Ставки повысились не так сильно, как планировалось, и это уже хорошо, добавляют сотрудник «Мечела» и менеджер другой горно-металлургической компании. Производители удобрений «Акрон», «Уралхим», «Уралкалий», «Сильвинит» решение ФСТ комментировать отказались.

По оценке сотрудника РЖД, от исключительных тарифов монополия потеряет 3–4 млрд руб. за полугодие. Если учесть, что повышение тарифа на 1% дает РЖД около 7–8 млрд руб. дохода в год, то монополия потеряет на новых исключительных тарифах столько же, сколько получила бы от повышения тарифа на 0,5%, подсчитал он. Впрочем, государство уже заявило о необходимости компенсировать РЖД выпадающий доход от снижения темпов роста тарифа на сумму 50 млрд руб., говорит представитель РЖД, и монополия надеется, что этих денег хватит в том числе и на компенсацию потерь от новых скидок.