Дипломированный наследник. Акио Тойода, будущий президент Toyota Motor

Оперативное руководство Toyota Motor возвращается к семье Тойода. Акио Тойода, правнук основателя, реформировал дилерскую сеть Toyota в Японии, помог ей закрепиться на рынке Китая и теперь готов занять пост президента компании
Bloomberg

Акио Тойода успел поработать на всех ключевых рынках для Toyota. Он является одним из пяти исполнительных вице-президентов Toyota Motor Corporation, а этим летом стал председателем правления Toyota Motor Europe. 52-летний Акио еще очень молод по меркам Toyota (средний возраст членов совета директоров – свыше 60 лет), но слухи о том, что он в ближайшем будущем займет пост президента компании, появились еще в прошлом году. Слухи были связаны с ухудшившимся здоровьем председателя правления Toyota Motor Фудзио Чо. (Из-за проблем со спиной 71-летний Чо едва не отменил свой визит в Москву в декабре прошлого года, а прибыв в Россию, передвигался на инвалидном кресле.) Очевидно, передача власти пройдет по стандартной для Toyota Motor схеме: Чо станет почетным председателем правления компании, нынешний президент Катсуаки Ватанабе станет предправления и будет в этой должности отвечать за стратегическое развитие Toyota Motor, а Акио Тойода станет президентом и займется оперативным управлением компании. (Точно так же поднимались по карьерной лестнице Чо, Хироси Окуда и отец Акио Соитиро Тойода, в разное время занимавшие посты президента и предправления Toyota Motor.)

Toyota Motor Corporation

Крупнейший японский автопроизводитель. Финансовые показатели (финансовый год, закончившийся 31 марта 2008 г.): выручка – $255,2 млрд, чистая прибыль – $16,7 млрд, капитализация – $111 млрд. Крупнейшие акционеры – The Master Trust Bank of Japan (6,29%), Japan Trustee Services Bank (6,29%), Toyota Industries Corporation (5,81%), 9% – казначейские акции. Основана в 1937 г. Выпускает автомобили под брендами Toyota, Lexus, Scion, Daihatsu, Hino. Продажи автомобилей в 2007/08 финансовом году – 8,9 млн.

Различные источники расходятся в том, когда будет официально объявлено о перестановках в Toyota Motor Corporation. По данным The Wall Street Journal, назначение состоится через несколько недель. Отраслевое издание Just-Auto полагает, что это будет сделано только летом, после годового собрания акционеров. «Еще ничего не решено», – цитирует WSJ представителя Toyota Коки Кониси. Источник Just-Auto считает, что Чо сохранит свой пост, а Ватанабе станет его заместителем (Toyota Motor в этом году впервые в своей истории покажет убытки).

Не только Тойоды

История компании Toyota восходит к концу XIX в., когда Сакити Тойода сконструировал ткацкий станок, а в начале XX в. основал ткацкую мануфактуру Toyoda Automatic Loom Works.

В 30-х гг. сын Сакити Киитиро по завету отца начал заниматься сборкой автомобилей. В 1937 г. он переименовал компанию в Toyota Motor. C тех пор руководство компанией оставалось в руках членов семьи вплоть до 1995 г. Вслед за Киитиро компанией руководил его двоюродный брат Эйдзи Тойода (был президентом с 1967 по 1982 г.). Соитиро Тойода, старший сын Киитиро, занимал эту должность с 1982 по 1992 г., а его брат Тацуро – с 1992 по 1995 г.

Затем Тацуро разбил паралич, и пришлось искать ему замену. Среди старших членов клана Тойода подходящих кандидатов не нашлось, и на высший пост был назначен Хироси Окуда, харизматичный руководитель, зарекомендовавший себя как специалист по продажам. Впервые Toyota возглавил человек со стороны.

Но влияние членов семьи Тойода, доля которых в акционерном капитале компании к тому моменту снизилась до 2%, никогда не исчезало: потомки основателя, даже выйдя на пенсию, оставались в совете директоров компании как носители «духа Toyota». «Раз в один-два месяца я приглашаю их к себе и рассказываю о состоянии дел в компании, а также выслушиваю их рекомендации, – рассказывал в интервью «Ведомостям» Фудзио Чо. – Если что-то идет не так, то я могу услышать от них и нарекания. В нынешних условиях, когда мы сталкиваемся с уменьшением прибыльности, советы этих людей, которые имеют колоссальный опыт управления и стратегическое видение, приобретают особую значимость».

«Иди обычным путем»

Акио Тойода пришел в Toyota в 1984 г. в возрасте 27 лет. В тот момент его отец занимал должность президента, и Акио обратился к нему за советом: нужно ли ему присоединиться к семейной компании?

И был обескуражен ответом отца. «Никто не захочет быть твоим начальником. Toyota в тебе не нуждается. Если хочешь работать здесь, иди обычным путем», – вспоминал Акио в интервью The New York Times.

К тому моменту Акио успел закончить университет в Японии и получить степень MBA в элитарном Babson College, специализирующемся на подготовке наследников крупных промышленных компаний (среди выпускников Babson College – Эдсел Форд II). Затем Акио работал в инвестбанке и консалтинговой компании, где его начальником была... женщина. «Вряд ли бы мне удалось получить подобный опыт, останься я в Японии», – вспоминал он со смехом позже.

Карьеру в Toyota Акио по совету отца начал с самого низа – с позиции стажера. Затем он работал в отделе производственных исследований, где продолжает оттачиваться знаменитая производственная система Toyota, благодаря которой компания стала самым прибыльным автопроизводителем в мире (после нишевого производителя спорткаров Porsche).

В 1992 г. Акио перешел в подразделение продаж, где у него сразу возникли вопросы типа: «Почему у завода на производство машины уходит от 20 до 30 часов, а дилер тратит на ее продажу не менее 40 дней? Почему бы армии из 5000 дилеров Toyota также не применить методы бережливого производства?».

Акио организовал соответствующий проект и стал лично наведываться в магазины в рабочей одежде, чтобы на местах выявлять участки неэффективной работы. Его команда создала информационную систему, связавшую всех дилеров Toyota в Японии по компьютерной сети. У клиентов появилась возможность с помощью компьютера проверить наличие подержанных машин на складах по всей стране. Система позволила дилерам увеличить объемы продаж и сократить сроки получения денег при покупках новых автомобилей по схеме trade-in.

В 2001 г. Акио возглавил бизнес Toyota в Китае. Начав почти с нуля, он вскоре выстроил в этой стране мощный бизнес-плацдарм. Например, добился поглощения прежнего китайского партнера Toyota крупной компанией, ныне называющейся FAW. В результате у Toyota появился более динамичный партнер, у которого к тому же были прекрасные отношения с властями и, как следствие, правительственное разрешение на производство больших и дорогих автомобилей.

Многим памятно первое выступление Акио Тойоды на большой аудитории – дело было на Пекинском автомобильном салоне 2004 г. Презентацию на стенде Lexus Акио вел исключительно на английском. Убив сразу двух зайцев: продемонстрировал лишний раз, что Toyota – не японская, а глобальная компания, и заодно избавил уши китайских слушателей от японской речи – а в Китае, несмотря на то что Вторая мировая война закончилась больше 60 лет назад, антияпонские настроения до сих пор очень сильны.

На стенде Toyota Акио появился одетый во все белое: шелковый костюм, туфли и носки. И без галстука! Как бы говоря окружающим: не думайте, что японские боссы могут носить только серые костюмы и скучные галстуки.

Акио Тойода известен также как завзятый гонщик, лично тестирующий машины компании: «Я тестирую машину, и, если она хороша, я смело могу предлагать ее покупателям».