Тень стагфляции

Власть решила засекретить новый прогноз экономического развития России. Минфину он казался слишком оптимистическим
В Кремле смирились с необходимостью еще раз урезать расходы бюджета/ А. Махонин

Вчера президент Дмитрий Медведев провел уже второе на неделе совещание по экономическим вопросам. В Горки съехались председатель правительства Владимир Путин, его первый зам Игорь Шувалов, его замы Алексей Кудрин и Сергей Собянин, председатель ЦБ Сергей Игнатьев и его первый зам Алексей Улюкаев, министр экономразвития Эльвира Набиуллина, председатель ВЭБа Владимир Дмитриев, председатели правлений Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка Герман Греф, Андрей Костин и Андрей Акимов.

Президент теперь будет лично контролировать процесс борьбы с кризисом, говорит сотрудник администрации президента: «Путин и Медведев – заодно, вот что нужно понимать». У совещания была открытая и закрытая части.

В открытой Медведев сказал, что доволен ситуацией с краткосрочной ликвидностью, но, чтобы появились длинные деньги, нужно дополнительное увеличение капитализации банков и будут внесены изменения в закон о банках и банковской деятельности.

Имеется в виду принятый в первом чтении проект закона об увеличении минимального уставного капитала, объяснил «Ведомостям» сотрудник администрации президента: «Сейчас решается вопрос, как это будет совмещено с другими мерами господдержки».

Алексей Кудрин обещал, что через две недели Минфин и Минэкономразвития дадут согласованные предложения по увеличению капитализации банков, в том числе и ВЭБа.

Чиновник аппарата правительства говорит, что решения пока нет, но увеличен капитал, скорее всего, будет незначительно, а пока ВЭБу поручено инвентаризировать текущие проекты, чтобы понять, какая ему нужна сумма.

Президент выказал недовольство высокими процентами по кредитам, а то и невозможностью получения их. Игнатьев признался, что общая сумма кредитов реальному сектору и населению увеличилась всего на 1,3% (с поправкой на курсовую разницу): «Обычно мы идем темпом 3–4% в месяц», – и тут же выразил надежду найти способ увеличить этот показатель.

Минпромторг внес предложения по изменению объектов залога, под который госбанки предоставляют кредиты системообразующим предприятиям: не собственность заемщика, а госконтракты, специально выпущенные облигации, выручка. Сотрудник администрации президента сказал, что банковский вопрос будет обсуждаться повторно на комиссии по устойчивому развитию экономики Шувалова. Инструменты рефинансирования ЦБ и ВЭБа будут расширены за счет дополнительной господдержки, но вряд ли изменятся, сказал он.

Кудрин пообещал, что постановления о порядке предоставления госгарантий появятся скоро.

В Горках одобрен также новый вариант макроэкономического прогноза, рассказали «Ведомостям» чиновник в правительстве и в одном из министерств. Обнародование – в понедельник, на президиуме правительства, это смешение прогнозов, средний вариант, знает чиновник.

Нефть будет стоить $40 за баррель, раскрыл секрет другой правительственный источник: Минфин настаивал на более низкой цене, но «были приняты решения, благодаря которым министерство согласилось на высокий прогноз».

Главная беда не с доходами, на которые влияет цена нефти, а с расходами, считает главный экономист Merrill Lynch по России и странам СНГ Юлия Цепляева: и без того дефицитному бюджету добавляются все новые расходы по поддержке экономики.

Давно понятно, что базовый прогноз Минэкономразвития в $50 за баррель нереалистичен, говорит чиновник правительства: на бюджетной комиссии Шувалова рассматривался как базовый вариант $30 за баррель. По одному из вариантов прогноза, который вряд ли будет признан, в этом году в России будет стагфляция – спад 2% ВВП при инфляция 15%, говорит чиновник. Расчеты, фиксирующие стагфляцию, были, подтверждает другой чиновник, но подготовлены два сценария, которые позволяют ее избежать, лишь в одном продолжается плавная девальвация. Стагфляция – не самый реалистичный сценарий, считает и главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков.

В правительстве продолжаются совещания о сокращении расходов бюджета. При снижении цен на нефть придется урезать инвестиционные расходы больше, чем на 15%, как планировалось ранее, говорит правительственный чиновник. Без секвестра останутся только некоторые «защищенные статьи» – нацпроекты, социалка и т. п. Но, по словам источника, близкого к Минфину, расходы могут даже увеличиться: 500 млрд руб. будет выделено на пенсии, еще 500 млрд потребуется для помощи регионам и их перераспределят с других расходных статей.