Объединить всё

Владимир Потанин и Олег Дерипаска хотят создать компанию на основе «Норникеля», «Металлоинвеста», Evraz Group, «Мечела», «Уралкалия», но пока без UC Rusal. Государство может получить в ней блокирующий пакет
Д. Гришкин

«Ведомостям» удалось узнать его суть. В горно-металлургическую компанию основные акционеры «Норникеля» предлагают включить не только «Норникель» и «Металлоинвест» (у его владельцев 5% акций «Норникеля»), но и крупные холдинги, долговая нагрузка которых во время кризиса оказалась чрезмерной, вдобавок у них есть долги в госбанках, рассказал источник, близкий к акционерам «Норникеля». Это Evraz Group и «Мечел» (см. иллюстрацию), отмечает он. Государство могло бы конвертировать их долги в акции и помогло бы им выжить в период кризиса, отмечает собеседник «Ведомостей». В объединенный холдинг также мог бы войти «Уралкалий». У него небольшой долг, но его активы помогли бы создать дополнительную стоимость для акционеров единой компании, продолжает источник. А вот UC Rusal должна пока остаться за периметром сделки, чтобы не перегружать чрезмерным долгом ($17 млрд) объединенную компанию. Но UC Rusal выиграет от этой сделки, потому что сократит задолженность благодаря списанию $4,5 млрд кредита ВЭБа под залог 25% акций «Норникеля», добавляет источник в «Базэле» (компания Дерипаски).

План создания глобальной горно-металлургической группы основные владельцы «Норникеля» – «Интеррос» (30%) и UC Rusal (25%) – сегодня направят вице-премьеру Игорю Сечину. По словам нескольких источников, близких к основным акционерам «Норникеля», в его обсуждении принимали участие лично Владимир Потанин и Олег Дерипаска. Завтра это предложение будет рассматриваться на совещании у Сечина.

Обсуждения с акционерами компаний – Игорем Зюзиным («Мечел»), Романом Абрамовичем и Александром Абрамовым (Evraz Group), Дмитрием Рыболовлевым («Уралкалий») – уже начались, уверяют источники, близкие к акционерам «Норникеля». Далеко они пока не зашли. Но сделка очень гибка: если кто-то из потенциальных участников от объединения отказывается, принципиально это ничего не меняет, отмечает один из источников.

Потанин подтвердил наличие такого предложения. По его мнению, сделка может быть интересна всем ее участникам: государство в этом проекте «выступит как якорный инвестор», а конвертация долгов в акции поможет решить проблемы госбанков и предприятий.

Представители Дерипаски от комментариев отказались, но несколько близких к нему источников подтвердили «Ведомостям», что это предложение является его совместной с Потаниным идеей. Представители других акционеров UC Rusal (Виктора Вексельберга, Glencore, Михаила Прохорова) на запрос «Ведомостей» не ответили.

Дерипаска, по словам одного из источников, обсуждает сделку с Абрамовичем. Представитель Millhouse Capital (управляет активами Абрамовича) Джон Манн от комментариев отказался. Абрамов сказал «Ведомостям», что ему ничего не известно о таких планах. Источник, близкий к Зюзину, слышал об идее владельцев «Норникеля». По его информации, она обсуждается еще с декабря. Представитель «Мечела» от комментариев отказался. О возможности включения в объединение «Уралкалия» слышал банкир, работающий с компанией. Представители Рыболовлева от комментариев отказались.

Государство по замыслу авторов проекта могло бы получить в холдинге 25% плюс 1 акция. Этот пакет соответствует общему долгу компаний и их акционеров перед госбанками (оценивается в $15–20 млрд) и 60% акций «ВСМПО-ависмы», которые могли бы внести в объединенную компанию «Ростехнологии», говорит источник, близкий к одному из акционеров «Норникеля». Госкорпорация могла бы стать акционером объединенной компании от лица государства. Один из вариантов: государство может внести деньги в госкорпорацию, а та направит их на погашение долгов компаний, после чего в ее пользу будет выпущена допэмиссия, отмечает один из источников. Представитель «Ростехнологий» это не комментирует.

Частные акционеры получили бы в компании без учета собственных долгов (кредиты акционеров государство также могло бы списать) от 5% до 11% акций (см. иллюстрацию на стр. А1). Но если кто-то из них захочет включить свой личный долг в сделку, то его доля будет уменьшена, объясняет замысел источник, близкий к одному из акционеров «Норникеля».

Долги перед госбанками есть у нескольких потенциальных участников сделки. Потанин должен $3,2 млрд ВТБ (обеспечение – 16,8% акций «Норникеля»). Алишер Усманов и его партнеры перекредитовывались в ВТБ под залог 1% акций «Газпрома». 5% акций «Норникеля» в банках не заложены, уверяет источник, близкий к Усманову.

Последний аргумент, который владельцы «Норникеля» приводят в пользу своего плана: если он будет реализован, в России появится глобальная компания, сопоставимая с BHP Billiton (см. иллюстрацию на стр. А1). Ее долг составил бы $15–20 млрд, а стоимость – около $70–100 млрд при EBITDA в $20 млрд, отмечает источник, близкий к одному из акционеров «Норникеля». Компания будет публичной, и, если все пойдет хорошо, государство сможет затем выгодно продать свою долю.

«Мы сделали свое предложение правительству – создать именно горнодобывающую компанию на базе «Норникеля» и «Металлоинвеста» (в соотношении 2:1)», – сказал совладелец «Металлоинвеста» Алишер Усманов. Позже к ним может присоединиться и UC Rusal, но только после рекапитализации долгов, продолжает он. «Мы не против создания более широких альянсов, но расширение состава участников переговоров сегодня сокращает шансы на скорейшее завершение сделки, – говорит Усманов. – Также мы готовы развиваться самостоятельно и уже предложили правительству совместные проекты с «Ростехнологиями».

Потанин хочет затянуть время и противопоставить что-нибудь сделке по объединению с «Металлоинвестом» с участием «Ростехнологий», допускает совладелец одного из металлургических холдингов, с которым ведутся переговоры об объединении.

Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков сказал, что ему неизвестно о планах создания объединенной компании. Связаться с Сечиным не удалось.