Реформа фондового рынка: Защитить акционера


В 2008 г. российский рынок акций показал худший результат в мире, и сегодня суммарная капитализация всех российских компаний примерно равна капитализации одной лишь американской ExxonMobil. Справедливости ради надо отметить, что рынки других развивающихся стран также значительно снизились, но неизвестно, до каких уровней могли упасть российские биржевые индексы без покупок со стороны ВЭБа. Другой тревожный знак – появление и распространение среди международных инвесторов новой аббревиатуры – BIC (Бразилия, Индия, Китай), получающейся путем исключения России из ранее широко популярного списка BRIC – экономик наиболее важных развивающихся стран мира.

Сегодня надежды на рост российского рынка акций в основном связываются с ожиданиями восстановления рынка сырьевых товаров. Многие полагают, что вслед за прогнозируемым ростом цен на нефть инвесторы вернутся и в российские бумаги, поднимая капитализацию наших компаний. Однако эти ожидания могут не оправдаться. Во-первых, инвесторы весьма напуганы недавним вертикальным падением российских акций, хрупкостью российской финансовой системы, ее зависимостью от непредсказуемой ценовой конъюнктуры, экзотической практикой остановок биржевых торгов и прочим. Во-вторых, ждать, возможно, придется долго.

Цены на нефть нам неподвластны, однако есть внутренние резервы, которые могут и должны быть задействованы для возрождения рынка. Например, сегодня всего лишь 3% российских граждан инвестируют в акции. Потенциал роста здесь огромен, и для привлечения и удержания инвесторов необходимо срочное введение налоговых льгот, стимулирующих фондовые инвестиции. Еще более важный ресурс – обеспечение защиты прав миноритарных акционеров. Российский рынок акций весьма молод, и его особенность в том, что у 99% российских публичных компаний есть мажоритарные акционеры, де-факто контролирующие компании. Инвестируешь обычно в компанию, которой ты доверяешь. Однако сегодня миноритарии не имеют серьезных возможностей ни влиять на политику эмитентов, ни оперативно получать достоверную информацию об их деятельности, ни обнаруживать и пресекать неэффективные либо неправомерные действия мажоритариев.

Демонстрацию государственной политики по защите прав миноритарных акционеров мы можем наблюдать на примере нашего соседа по BRIC – Индии. На прошлой неделе стало известно о приписках в финансовой отчетности одной из ведущих индийских IT-компаний, Satyam, после чего акции компании упали на 70%. Индийское правительство немедленно взяло это дело под особый контроль, пообещав, что все виновные в махинациях и ущербе, причиненном инвесторам, понесут заслуженное наказание. Правительство сменило совет директоров Satyam; CEO, CFO и мажоритарные акционеры – основатели компании были арестованы, директорам компании грозит судебное, включая уголовное, преследование. После принятых мер акции Satyam выросли за один день на 54%; одновременно инвесторы на индийском рынке, мажоритарные акционеры/менеджмент и члены советов директоров индийских компаний получили наглядный урок о том, что умышленное нарушение прав инвесторов будет жестко пресекаться и наказываться.

Что мешает России, не откладывая, провозгласить государственной политикой защиту прав инвесторов и переход на лучшие мировые стандарты корпоративного управления? На основе требований к компаниям, прошедшим листинг на Лондонской фондовой бирже, в секциях Main Market и AIM соответственно, и доказавшим свою эффективность на протяжении многих лет, реформа российского фондового рынка может выглядеть следующим образом.

1. Введение единого Кодекса корпоративного управления, прообразом которого может выступить, например, английский Combined Code, далее Кодекс.

2. Все компании, акции которых торгуются на фондовых биржах России, распределяются в соответствии с уровнем требований по соблюдению прав акционеров по трем основным листинговым категориям: A (основной рынок), B (малый рынок), и C (внесписочные акции). К листингу A относятся компании с капитализацией от $300 млн, обязавшиеся соблюдать Кодекс в полном объеме, в советах директоров которых не менее трети состава – независимые директора. Для торговли в листинге B компания-эмитент обязана заключить договор с одним из не менее чем 30–50 номадов (см. ниже), лицензии которым выдаются фондовой биржей; в листинг С включаются все остальные компании, не входящие в листинги A и B.

3. Введение специального института – номада (от английского Nominated Adviser – уполномоченный советник), роль которого выполняет брокерская или юридическая компания. Номад сопровождает компанию листинга B в период всего обращения акций компании на бирже. Обязанности номада: следить за соблюдением прав всех акционеров, своевременным раскрытием эмитентом обязательной информации и в случае серьезного нарушения подшефным эмитентом требований Кодекса приостанавливать торговлю его акциями.

4. Введение имущественной и уголовной ответственности гендиректоров, финансовых директоров и членов советов директоров компаний листингов A и B. Ответственность наступает по решению суда в случае доказанности умышленного причинения значительного ущерба инвесторам.

5. Для стимулирования перехода эмитентов в листинги A и B устанавливаются ограничения на инвестиции институциональных инвесторов. Брокерские и страховые компании, пенсионные фонды и банки могут вкладывать в акции листинга С не более 5% от общего объема новых инвестиций.

Развитые фондовые рынки, создающие возможности для мобилизации и перераспределения ресурсов в экономике для вложений в эффективные компании, – неотъемлемый атрибут государств с высоким уровнем жизни населения. На другом полюсе находятся страны, в которых фондовых рынков нет, и ничего, там тоже живут люди – порой работая за чашку риса в день. Очевидно, к какому полюсу должна двигаться Россия. Триста лет назад Петр Первый уже вводил в России европейские стандарты – создавая биржу и заставляя русских носить европейское платье. Для начала стабильного восстановления фондового рынка нужно обязать российских эмитентов следовать современным стандартам корпоративного управления – европейского покроя.