Дело о мертвом заемщике

Может ли безработный москвич получить кредит на миллион долларов? Может – если речь идет о Стромынском отделении Сбербанка России

Москвичка Алла Горелова узнала, что ее племянник Сергей Моисеев взял в Стромынском отделении Сбербанка кредит на $1,389 млн из уведомления о вызове в суд, которое она получила в октябре 2008 г. К этому времени Сергей уже более года как умер. В то, что племянник самостоятельно оформил кредит на строительство коттеджа в 2006 г., как утверждает Сбербанк, Горелова не верит. Сергей, по специальности автослесарь, нигде постоянно не работал, жил тем, что сдавал комнаты в своей квартире, рассказывает Горелова. Купить 12 соток земли в районе поселка Назарьево Одинцовского района Московской области, на котором должен был быть построен дом, Моисеев тоже не мог, считает она. После смерти Сергея выяснилось, что он несколько месяцев даже за квартиру не платил, сетует тетя.

Если верить документам по кредиту, имеющимся в деле (у «Ведомостей» есть копия), финансовое положение Моисеева в 2006 г. выглядело гораздо лучше. В справке с работы написано, что он с октября 2004 г. постоянно работал главным технологом в ООО «Газком-сервис» c ежемесячной зарплатой 870 000 руб.

Кредит Моисееву согласно договору готовы были дать без залога, гарантами возврата выступили три поручителя: Александр Васютин, Алексей Азаренков и Светлана Соколова, каждый из которых согласно справкам зарабатывал более 300 000 руб. в месяц.

Иск от Стромынского отделения к Моисееву поступил в Преображенский районный суд 25 мая 2007 г. На 13 мая 2008 г. задолженность Моисеева составила $1,435 млн, в том числе $255 143 – просроченная задолженность, указано в деле. В заявлении об обеспечении иска представитель Сбербанка по доверенности И. Краснова указала, что ответчики «длительное время злостно уклоняются от исполнения обязательств», и попросила суд наложить арест на их имущество. Представитель Сбербанка Ирина Кибина заявила «Ведомостям», что до подачи иска должнику направлялось требование о возврате ссудной задолженности, но в добровольном порядке оно исполнено не было. В октябре и ноябре суд арестовал участок земли, где должен был быть построен дом, и квартиру Моисеева, которая по наследству перешла Гореловой.

Узнать обстоятельства оформления кредита теперь сложно: Васютин и Азаренков, записанные в кредитном договоре как поручители, утверждают, что не только не поручались за Моисеева, но и никогда его не знали, а также не работали соответственно в компаниях ООО «Серигон» и ООО «Адатехникс» (они названы в справках с работы). По телефону еще одного поручителя – Соколовой, указанному в деле, сказали, что она там не живет. ООО «Газком-сервис», в котором согласно справкам работали Моисеев и Соколова, по данным ЕГРЮЛ, было в ноябре 2006 г. ликвидировано. Замуправляющего Вячеслав Комаров, подписывавший договор с Моисеевым, в Стромынском отделении № 5281 больше не работает, сообщила сотрудница отделения. Кибина сказала, что он уволился по собственному желанию. По заявлению Гореловой ОВД Восточного административного округа Москвы в декабре 2008 г. возбудило уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере» (копия постановления есть у «Ведомостей»). Следователи считают, что кредит был выдан неустановленному лицу, которое предоставило ложную информацию.

Источник в ОВД ВАО сообщил, что уголовных дел, связанных со Стромынским отделением, было возбуждено несколько и все они переданы в Главное следственное управление (ГСУ) при ГУВД Москвы. Представитель ГУВД смог только подтвердить, что дело о мошенничестве с номером, указанным на копии постановления, расследуется ГСУ. По сведениям адвоката Гореловой Владимира Баранова, задержанных по этому делу нет.

Дом на участке 168 в кооперативе индивидуальных застройщиков «Назарьево» между тем построен, на соседних участках стоят еще три подобных. По словам коменданта «Назарьево» Елены Степановой, дома строила фирма, купившая в 2006 г. 12 участков. До конца лета 2008 г. она успела построить шесть домов, но к концу лета строительство приостановилось – видно, у фирмы закончились средства, говорит Степанова. До июля представитель фирмы платил членские взносы в кооператив, а затем прекратил, добавляет она. Председатель кооператива Александр Игревский сказал, что в конце ноября в «Назарьево» приезжали сотрудники службы безопасности Сбербанка, заявившие, что кредиты на строительство домов были «оформлены на каких-то бомжей» и дома теперь принадлежат банку. Офис фирмы, от которой поступали членские взносы, находился на 1-м км Рублево-Успенского шоссе, а называлась она «Золотой квадрат», помнит Игревский. По ЕГРЮЛ, эта фирма действующая, но телефоны ее не работают.

В четверг Преображенский суд в очередной раз отложил рассмотрение иска к Гореловой, обязав представителя Сбербанка представить доказательства получения Моисеевым кредита, рассказал Баранов.

С 2007 г. Стромынским отделением было подано в суды около 815 исков к физлицам о взыскании ссудной задолженности, практически все удовлетворены, говорит Кибина. По словам Баранова, сотрудники Преображенского суда рассказывали ему, что исков от Стромынского отделения более 30, все по кредитам на $0,3–2 млн, причем на некоторых заемщиков оформлено по несколько кредитов.

В 2005–2007 гг. в Сбербанке постоянно росли число и объем кредитов, выданных по фиктивным документам, признал в феврале 2008 г. замдиректора управления внутреннего контроля, ревизий и аудита Сбербанка О. В. Чистяков на выездной коллегии. В отдельных филиалах скомпрометировано более 50% кредитного портфеля физлиц, а самые злостные нарушения были выявлены в московских Люблинском и Стромынском отделениях, говорилось в тезисах Чистякова.

В Люблинском отделении несколько кредитов было выдано по поддельным справкам с работы членам Готфской епархии Катакомбной православной церкви. По словам последних, взять кредиты попросила прихожанка Фатима Лохова. 29 апреля 2008 г. «Ведомости» рассказали об этой истории, а 30 апреля Лохова и бывший руководитель отделения Ольга Гладникова были задержаны и отпущены под подписку о невыезде в рамках уголовного дела по факту мошенничества, однако в суд дело все еще не передано. Руководитель пресс-службы УВД по Юго-Восточному административному округу Москвы Татьяна Королева не смогла предоставить комментарии о ходе расследования.

Руководство Сбербанка обеспокоено «ростом преступных мошеннических проявлений», сообщила «Ведомостям» Кибина. Президент – председатель банка Герман Греф «по существу данной проблемы» написал письма министру внутренних дел и генпрокурору России. МВД расследует более 10 уголовных дел в отношении заемщиков Люблинского и Стромынского отделений Сбербанка; некоторые из них арестованы, рассказала Кибина.