Налоговый брокер

Нулевой счет клиента грозит налоговыми претензиями к брокеру. Именно к нему могут прийти инспекторы за подоходным налогом клиента
М.Стулов

«Атон»

брокерская компания. Основной владелец – Евгений Юрьев. Оборот торгов на ММВБ – 1,7 трлн руб. (2008 г.).

Московская инспекция ФНС № 50 пытается переложить на брокера «Атон» 12,85 млн руб. пени и 9,85 млн руб. штрафа за не уплаченный ее клиентами в 2003–2005 гг. подоходный налог.

По Налоговому кодексу (НК) брокер выступает агентом своего клиента и удерживает с него подоходный налог при выплате денег или автоматически по окончании года. Но в случае «Атона» на счете трех клиентов не было средств, компания уведомила об этом инспекцию, чтобы она самостоятельно взыскала налоги. В итоге 49,6 млн руб. налогов так и не были уплачены, а во время выездной проверки «Атона» в 2006 г. инспекция выставила брокеру санкции за просрочку платежей. Налоговики обнаружили, что в конце 2005 г. клиент получил маржинальный кредит от брокера. С него и нужно было удержать налоги, считает инспекция (говорится в материалах суда).

С маржинального займа нельзя удержать налог, эти деньги не передаются клиенту, а выплачиваются непосредственно в оплату сделки, заключенной клиентом через брокера, объясняет директор юрдепартамента «Атона» Олег Сорокин. По действовавшей тогда редакции НК нужно уплатить налог в первый рабочий день года (с 2008 г. срок – в течение всего января), считает Сорокин, раз средств не было, инспекция должна сама взыскать деньги с налогоплательщика.

«Атон» успешно оспорил претензии налоговиков в первой инстанции и апелляции. Но кассационный Арбитражный суд Московского округа (его решение от 23 октября 2008 г. есть у «Ведомостей») отправил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию (рассмотрение уже началось). Суд согласился, что на тот момент брокер по возможности должен был удержать налоги по состоянию на первый рабочий день, но признал возможность удержания средств из займа. «К средствам налогоплательщика относятся и средства, полученные им в качестве займа, независимо от целей, для которых заем предоставлен», – отмечено в решении суда.

Из текста решения кассации следует, что, если счет клиента обнулен и брокер не имеет с ним отношений, он не обязан удерживать налог, объясняет партнер «Налоговой помощи» Сергей Шаповалов. Но в случае возобновления отношений в январе, например, посредством маржинального займа снова возникает обязанность удержать налог, замечает он. По мнению Сорокина, решения в пользу компании отменены из-за процессуальных ошибок.

К «Финаму» таких исков не было, утверждает руководитель дивизиона компании Дмитрий Серебренников. При возврате денег клиенту сразу удерживается налог пропорционально выплате, говорит он, остаться же на конец года одновременно с нулевым балансом и с доходом – редкий случай. Это происходит, например, когда клиент под конец года купил на всю сумму акции, объясняет Сорокин. Зависание маржинального кредита на счете на несколько дней возможно в ограниченных случаях, говорит юрист одной из брокерских компаний: например, если денежные средства заблокированы для исполнения ранее заключенного договора купли-продажи. Если в момент зависания закончился год, придется заплатить с займа налоги, считает он.

Представитель Управления ФНС по Москве отказался от комментариев по делу.