Восточной Европе тяжелее всех

Для стран Восточной Европы новый год начинается труднее, чем для остальных развивающихся рынков. Инвесторы забирают из них деньги, растет угроза дефолтов по внешним долгам

Сначала года фондовые индексы Польши, Чехии и Венгрии потеряли порядка 15%, их валюты подешевели к доллару на 12%. На 12% сократилась капитализация турецкого рынка. Индекс ММВБ с начала года потерял 5,8%, РТС – 16,1%, рубль к доллару (курс ЦБ) подешевел на 12%. Самыми стабильными среди развивающихся экономик сейчас выглядят фондовые рынки и валюты азиатских и латиноамериканских стран. Китайский рынок даже вырос на 9%, а курсы валют Бразилии, Индии и Китая почти не изменились (см. график на стр. А1).

«Сейчас во всем мире ситуация очень скверная, а рынков, которые нравятся инвесторам, очень мало, если они вообще есть, – говорит старший аналитик RBC Capital Найджел Рэнделл. – Но Восточная и Центральная Европа страдают больше всего». Это подтверждается данными январского опроса управляющих международными фондами, которые вчера представил Merrill Lynch. Нетто-позицию «выше рынка» по акциями азиатских компаний занимают 50% управляющих (они считают их наиболее перспективными в ближайший год). По акциям в регионе ЕМЕА (Европа, Ближний Восток, Африка) у 44% нетто-позиция «ниже рынка», позиция по Латинской Америке нейтральная (0%). Что касается отдельных стран (см. график), нетто-позиция инвесторов по российским акциям упала до нуля (т. е. столько же, сколько в модельном портфеле); это рекордно низкое значение для России. Между тем в июне 2008 г. нетто-позиция «выше рынка» была максимальной – 84%, и не было никого, кто вложил бы в Россию меньше, чем рекомендует их модельный портфель.

«Международная торговля падает, доверие рушится, а статистика по кредитованию и промпроизводству ужасна, – говорит Аренд Каптейн, главный экономист Deutsche Bank по региону ЕМЕА. – Волатильность на фондовом и валютном рынках усугубляется их низкой ликвидностью, свидетельствуя, что в системе по-прежнему царят напряжение и неуверенность».

Тяжелая ситуация в Восточной Европе связана с большим объемом корпоративных и госдолгов и дефицитом счета текущих операций у многих стран региона. МВФ пришлось дать $25,1 млрд Венгрии и $16,5 млрд Украине.

По оценке RBC Capital, в десятку экономик с самым высоким риском дефолта по внешнему долгу входят, за исключением Исландии, лишь страны Восточной и Центральной Европы. Совокупный объем дефицита счета текущих операций и долга в странах региона – примерно 18% их ВВП, тогда как в Азии и Латинской Америке – всего 8%, подсчитали аналитики Deutsche Bank. Самое высокое отношение внешнего долга к ВВП у Эстонии, Латвии и Литвы.

С начала финансового кризиса в августе 2007 г. дефолт по госдолгу объявляли только Эквадор и Сейшельские острова. Даже Исландии, пережившей крушение банковской системы, удалось этого избежать. Но сейчас подобное может грозить Украине, которой нужно рефинансировать большие краткосрочные долги. Отток вкладов парализовал Проминвестбанк, который занимал 6-е место по активам среди украинских банков. Гривна с сентября подешевела к доллару на 35%. «Помощь МВФ еще не означает, что в стране не может быть дефолта», – говорит про Украину Рэнделл.