Непопулярный iPhone

Популярный во всем мире смартфон Apple в России расходится неважно: за первые три месяца его продаж реализовано максимум 120 000–180 000 трубок. Такими темпами МТС, «Вымпелкому» и «Мегафону» будет непросто исполнить обязательство перед Apple и продать за три года 3,5 млн iPhone 3G

Старт легальным продажам iPhone 3G в России был дан в ночь со 2 на 3 октября. Но в отличие от США, где люди проводили в очередях за этим телефоном по многу часов, у офисов трех российских сотовых операторов – «Вымпелкома», МТС и «Мегафона» (дистрибуторы iPhone 3G в России) – очередей в ту ночь не наблюдалось.

Пошли на скидки. 27

тысяч рублей стоил в октябре iPhone 3G с объемом памяти 16 Гбит. Модель с вдвое меньшей памятью стоила 23 000 руб.

24-25

тысяч рублей стоит сейчас iPhone 3G с 16 Гбит памяти, 20 000–21 000 руб. – телефон с памятью 8 Гбит

Всего, по оценке Mobile Research Group (MRG), за IV квартал 2008 г. в России было продано 89 000 трубок iPhone 3G. Это немного, если учесть, что всего российские операторы обязались приобрести у Apple в ближайшие три года 3,5 млн iPhone. Из них 1,5 млн приходится на «Вымпелком» (должны быть закуплены в течение двух лет) и 1 млн – на МТС (срок – три года), рассказывали ранее «Ведомостям» близкие к этим операторам источники. «Мегафон», по данным его отчетности за III квартал 2008 г., обязался выкупить у Apple 1 млн этих телефонов в течение двух лет. Таким образом, чтобы избежать убытков, «Вымпелкому» нужно начиная с IV квартала 2008 г. продавать по 187 500 iPhone в квартал, МТС – по 83 300, а «Мегафону» – по 125 000.

Представители самих сотовых компаний говорят, что соглашение с Apple запрещает им раскрывать результаты продаж iPhone. Сама Apple также не раскрывает данные о продаже продуктов в отдельных странах, говорит ее представитель Бетан Лайод. А менеджеры, близкие ко всем трем российским операторам, считают оценку MRG заниженной. С октября 2008 г. в России продано минимум 120 000 iPhone 3G, уверен один из них, причем примерно 60 000 пришлось на долю только одного оператора. Другой собеседник «Ведомостей» оценивает совокупные продажи на середину января в 180 000 трубок. Впрочем, эти показатели все равно ниже тех, исходя из которых составлялись соглашения с Apple, признают собеседники «Ведомостей».

Причина невысокого спроса, по мнению ведущего аналитика MRG Эльдара Муртазина, – наличие на руках у россиян большого количества серых аппаратов iPhone, ввезенных еще до начала официальных продаж; их, по оценке Муртазина, примерно 500 000. По функциям эти телефоны мало чем отличаются от официальных iPhone 3G (разве что не поддерживают связь третьего поколения), замечает эксперт, а по некоторым характеристикам легальный iPhone даже хуже серого: например, его корпус выполнен из пластика вместо металла.

Вдобавок, продолжает Муртазин, из-за фиксированных цен на iPhone (см. врез) ритейлерам не очень выгодно продавать этот аппарат. Представитель «Телефон.ру» Людмила Игнатьева это подтверждает, добавляя, что декабрьские продажи модели Nokia 5800, наценка на которую выше, оказались сопоставимы с продажами iPhone.

Большинство ритейлеров оценивают продажи телефонов Apple еще более скромно, чем MRG. Оценка MRG завышена примерно на 10%, считает пресс-секретарь «Евросети» Наталья Аристова. «Связной», говорит его представитель Елена Ноготкова, продал 23 000 iPhone 3G, и это примерно 30% всего рынка (т. е. общий объем продаж, по версии «Связного», – 76 600). А председатель совета директоров сети «Белый ветер цифровой» Юрий Дубовицкий верит оценке MRG. Представитель лишь одной из опрошенных «Ведомостями» дистрибуторских компаний считает, что оценка в 89 000 трубок занижена: по его сведениям, количество активаций sim-карт, продаваемых вместе с iPhone, только за октябрь – ноябрь 2008 г. превысило 100 000. Это значит, что на деле трубок было продано еще больше, ведь многие вставляют в iPhone старые sim-карты, замечает он. Впрочем, он допускает, что операторы все равно остались недовольны результатом: они могли бы продать еще больше, если бы не кризис, из-за которого им пришлось сократить расходы на рекламу iPhone, а многим ритейлерам – закупать меньше этих телефонов.