Вектор


От экс-банкира к экс-страховщику

У страховой компании «Метрополис» новые хозяева. Бывший совладелец банка «Электроника» Владимир Романов и его партнер Максим Лаврентьев (на двоих владели 75% акций страховщика), а также Валерий Суксин (10%) и страховая компания «Перспектива» (15%) продали компанию частным лицам. Новые собственники – Игорь Украинский, Василиса Владимирова, Павел и Вадим Тесалины владеют «Метрополисом» в равных долях, рассказал «Ведомостям» Украинский, ставший гендиректором компании. Партнеры не намерены менять розничную стратегию «Метрополиса» со ставкой на ОСАГО и каско, на которые приходится более 70% сборов компании, уточняет Украинский.

Романов ушел не только из страхового бизнеса. Его банк «Электроника» в прошлом году стал испытывать трудности с ликвидностью и столкнулся с оттоком депозитов. Лицензию «Электроники» отозвал Центробанк, а вкладчиками занимается Национальный резервный банк. Терял активы и Украинский. В 2005 г. он купил страховщика «Фиделити-резерв», куда перешел с группой менеджеров из компании «Коместра-центр», которая продавала страховки ОСАГО компании МРСС. Совладелец МРСС Семен Акерман обвинял «Фиделити-резерв» в незаконной продаже полисов ОСАГО своей компании, Украинский также уверял, что МРСС незаконно продает страховки «Фиделити-резерва». Лицензии всех трех компаний отозваны. Теперь у Украинского есть возможность начать все сначала.

Не допили

Предновогодний всплеск спроса на алкогольную продукцию не смог поднять производство ликероводочной продукции до уровня 2007 г. Согласно данным Росстата (опубликованы «Интерфаксом»), ведущие российские производители алкоголя в декабре 2008 г. резко снизили выпуск продукции по сравнению с декабрем 2007 г. Входящие в группу «Русский алкоголь» заводы «Топаз» и Первый купажный завод снизили производство соответственно на 12,3% (до 945 000 декалитров) и 14,6% (до 258 600 дал), московский «Кристалл» – на 15,4% (до 928,5 млн дал), «Татспиртпром» – на 16,2% (до 555 500 дал), «Алвиз» (входит в группу «Синергия») – на 15,5% (до 122 200 дал), «Союз-виктан» – на 4,5% (до 133 900 дал). В целом российские производители алкоголя снизили производство в декабре на 21,1% до 11,8 млн дал. Представитель «Росспиртпрома» Дмитрий Добров отмечает, что падение производства ликероводочной продукции в России – это тенденция последних четырех месяцев, которая связана с кризисом и задержкой платежей торговых сетей дистрибуторами и производителями. «Производители обязаны заплатить акциз сразу после отгрузки товара, а деньги за отгруженный товар к ним вовремя не возвращаются. Поэтому производители стали снижать выпуск готовой продукции», – говорит Добров. Годовой итог, по данным Росстата, также оказался отрицательным – 121,5 млн дал, что на 7,6% меньше, чем в 2007 г.

Вырос на скидках

Второй по числу салонов сотовый ритейлер «Связной» подвел итоги 2008 г. Его оборот (с НДС) и доходы от продажи товара выросли на 25,6% до $2,94 млрд и $2,05 млрд соответственно, рассказала пресс-секретарь «Связного» Елена Ноготкова. Cеть продала в прошлом году 6,3 млн GSM-телефонов (+29,6%) на $1,3 млрд (+26%). Причем если в I квартале 2008 г. сеть оценивала свои рыночные доли в штуках и в деньгах почти одинаково – 15,6% и 15,9% соответственно, то в IV квартале денежная доля «Связного» (21,6%) была уже заметно выше, чем штучная (19,3%). Исходная же оценка всего рынка (36,5 млн телефонов на $7,5 млрд) у ритейлера практически совпадает с оценками, сделанными Mobile Research Group и бывшим директором по маркетингу «Евросети» Владимиром Богдановым. Опережающий рост денежной доли Ноготкова объясняет тем, что в декабре, на волне предновогодних продаж, «Связной» снизил цены на трубки не так сильно, как конкуренты. Именно «Связной» был зачинщиком снижения цен, рассказывали недавно «Ведомостям» менеджер конкурирующей сети и представитель фирмы – поставщика телефонов. Первой была «Евросеть», возражали представители «Связного». «Евросеть» снизила цены в конце ноября, говорила ранее ее пресс-секретарь Наталья Аристова (в основном на товары с низкой оборачиваемостью), но итоги работы сети за год не раскрывает. Впрочем, теперь уже не важно, кто был первым. Важнее, кто победил в ценовой войне. «Связной», если верить его цифрам, точно не проиграл.