Должник «России»

ГТК «Россия» из-за долга в 195 млн руб. отказалась от сотрудничества с одним из крупнейших чартерных партнеров – турфирмой «Трансбизнеслайн»

Худший сценарий. Сергей Корнеев

вице-президент РСТ. «В 2009 г. падение спроса на туристические услуги может достигнуть 20%»

«Трансбизнеслайн»

Туроператор. Создан в 1995 г. Владельцы – Виталий Халиков (40%), Наталия Румянцева (40%), Леонид Агошин (10%), Елена Соколова (10%). Оборот в 2008 г., по собственным данным, – 2 млрд руб.

ФГУП «ГТК «Россия»

Авиакомпания. В 2008 г. перевезла 3,48 млн пассажиров. Выручка в 2007 г. – 20,4 млрд руб. («СПАРК-Интерфакс»). Убыток – 408 млн руб.

ГТК «Россия» с 16 января расторгла договор о продаже билетов на чартерные рейсы в Шарм-эль-Шейх c турфирмой «Трансбизнеслайн», говорится в письме гендиректора «России» Сергея Михальченко к гендиректору «Трансбизнеслайна» Наталье Румянцевой (копия имеется в распоряжении «Ведомостей»). В августе 2008 г. у «Трансбизнеслайна» возник долг перед «Россией» в 50 млн руб., стороны договорились о реструктуризации, но долг продолжал расти, пишет Михальченко. К середине января он достиг 194,7 млн руб. Авиакомпания 26 декабря согласовала с турфирмой график погашения долга, но «Трансбизнеслайн» сорвал его выполнение, утверждает в письме Михальченко.

«Трансбизнеслайн» – крупнейший должник «России», подтверждает представитель пресс-службы авиакомпании. Он занимал около 30% кресел в чартерных рейсах компании на Египет. По его словам, переговоры с «Трансбизнеслайном» не привели к успеху и авиакомпания готовит иск в арбитражный суд о взыскании долга.

Долг перед «Россией» у «Трансбизнеслайна» есть, но он меньше, чем считает авиакомпания, утверждает Румянцева. Она отказалась раскрыть подробности до проведения сверки расчетов. По ее оценке, рейсы ГТК «Россия» занимали до 50% в обороте ее компании. «Вся отрасль находится в тяжелом положении, продажи путевок резко падают. В таких условиях отдать крупный долг очень сложно», – объясняет Румянцева. В декабре 2008 г. продажи у «Трансбизнеслайна» сократились на 15% по сравнению с декабрем 2007 г., а в январе падение достигло 50%, констатирует она. По ее словам, вместо «России» компания использует чартеры «Трансаэро».

Представитель «Трансаэро» Сергей Быхал подтвердил, что авиакомпания работает с «Трансбизнеслайном», но отказался комментировать взаимоотношения с партнером.

По объему перевозок туристов «Трансбизнеслайн» занимает третье место в Петербурге после «Невы» и «Ривьеры», говорит вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Корнеев. Он полагает, что у компании есть шанс выплатить долг – для нее это небольшая сумма.

В последнее время «Трансбизнеслайн» вел агрессивную и рискованную политику, компания покупала больше мест в самолетах, чем могла реализовать, рассказывает сотрудник одного из федеральных туристических холдингов. Долг в 195 млн руб. руководитель петербургского представительства одного из московских туроператоров считает очень значительным для компании. Он сомневается, что «Трансбизнеслайн» сможет погасить его в течение года.

Заплатить такой большой долг за счет текущей деятельности нельзя, говорит гендиректор одной из петербургских турфирм. На рынке не только кризис, но и не сезон, напоминает он. «Трансбизнеслайн» мог реализовывать билеты «России» в долг, такая возможность есть мало у кого из операторов, рассказывает он, а при резком падении спроса осенью этот долг стало нечем покрывать. Предложение в турбизнесе уже намного превышает спрос, так что уход «Трансбизнеслайна» с египетского направления вряд ли позволит его конкурентам увеличить обороты, полагает собеседник «Ведомостей». По его словам, ГТК «Россия» перераспределит оставшиеся билеты между другими оптовиками. Перевозки туристов в декабре 2008 г. снизились по сравнению декабрем 2007 г. до 15%, констатирует Корнеев из РСТ.