Шок и смятение

Российские работодатели реагируют на кризис с опозданием, но резче и циничнее многих зарубежных коллег, обнаружили рекрутеры Antal International. Причина такой нерациональной реакции – шок, уточняют консультанты из Booz

Международная рекрутинговая компания Antal International проводит опросы международных компаний четыре раза в год. В очередном, зимнем (2008–2009 гг.), исследовании приняло участие 2700 компаний из 107 стран. Респондентов спрашивали о темпах найма менеджеров среднего звена и планах на ближайший квартал. Выяснилось, что по доле компаний, увольняющих специалистов и менеджеров среднего звена или планирующих сокращения в I квартале 2009 г., Россия оказалась на 1-м месте среди всех стран, данные по которым приводятся в отчете.

Результаты исследования можно назвать умеренно оптимистичными: более половины опрошенных компаний продолжают нанимать менеджеров, 43% планируют наем в I квартале 2009 г. Мир столкнулся с необычным кризисом, пишут специалисты Antal International. По некоторым странам и отраслям был нанесен сильнейший удар, а другие практически не пострадали. Значительная часть мирового бизнес-сообщества потрясена, как «утка, которую сильно ударили по голове», цитируют рекрутеры Авраама Линкольна.

В себе уверены

Именно состояние шока приводят в качестве одной из причин неадекватной реакции на кризис и специалисты международной консалтинговой компании Booz, опросившие 828 руководителей во всем мире. Почти 40% опрошенных не уверены, что у их компании есть достойный антикризисный план, еще более 50% опрошенных не уверены в способности своих компаний претворить его в жизнь. Значительное число пострадавших позабыли о необходимости аккумулировать наличность (как показывает анализ Booz, в прошлые кризисы такой шаг помогал компаниям выжить). Более четверти компаний, остающихся в прекрасной финансовой форме, не задумываются, как воспользоваться возможностями, которые им предоставил кризис.

При этом многие респонденты Booz считают, что находятся в лучшем положении, чем их конкуренты. Три четверти опрошенных отметили, что с финансовой точки зрения их позиции сильны и они не нуждаются во внешней помощи. Большинство компаний убеждены, что опережают конкурентов и по таким параметрам, как управление затратами, точность позиционирования продуктов и услуг, технологическая оснащенность и общий менеджмент.

Более половины опрошенных всерьез считают, что в результате кризиса сумеют укрепить свои рыночные позиции. Причем самыми большими оптимистами выглядят руководители компаний развивающихся рынков, отмечают в Booz.

Погибают, но не шевелятся

Консультанты Booz попросили респондентов оценить как финансовую, так и конкурентную силу своих компаний. Финансовая сила оценивалась по способности продолжить работу без внешней помощи, конкурентная – по четырем параметрам (затраты, позиционирование продукта/услуг/бренда, технологические возможности, отношения с регулирующими органами). В результате были определены четыре категории компаний: сильные – как с финансовой, так и с конкурентной точки зрения; стабильные – сильные финансово, но не конкурентно; страдающие – сильные с точки зрения конкурентных позиций, но слабые финансово; и погибающие (слабые со всех точек зрения).

Было бы логичным, если бы «страдающие» и «погибающие» компании удвоили усилия, направленные на увеличение рабочего капитала, сокращение издержек, оптимизацию бизнес-процессов, улучшение условий работы с поставщиками и контрагентами. Но, к удивлению консультантов, значительное число их ни о чем подобном даже и не задумывается. От четверти до трети компаний этой категории отметили, что никак не изменили свое отношение к указанным областям. Возможно, просто не определились со своими сильными и слабыми сторонами, заключают консультанты.

Запоздало реагируют

Российский рынок прореагировал на кризис с опозданием, возможно, поэтому реакция была такой сильной, сказал Тремейн Элсон, управляющий партнер Antal Russia. «Нам пришлось ждать реакции компаний почти три месяца», – уточнил он. Возможно, в России проще провести сокращение штата, чем, скажем, в Германии или Болгарии, – так объясняет он результаты опроса. В этих странах компаниям приходится полагаться на естественную убыль штата.

И все равно столь резкая реакция российских компаний Элсона удивляет. В России пока даже нет кризиса, говорит он. Главная проблема – невозможность привлечения кредитов. В этой ситуации естественная реакция компаний – переждать. Как минимум 200 российских клиентов Antal остро нуждаются в сотрудниках на новые проекты, но в международных компаниях пока не утверждены бюджеты, а в российских ощущается нехватка наличных средств. Поэтому никакого движения нет, отмечает Элсон. Но уже в феврале, по его словам, ситуация разрешится. В результате в первые шесть месяцев 2009 г. он прогнозирует небольшой рост на рынке рекрутинговых услуг.

Сокращения, которые происходят в российских компаниях на уровне профессионалов и менеджеров среднего звена, действительно масштабны, говорит Федор Шеберстов, управляющий партнер Pynes & Moerner. Впрочем, в России и фондовый рынок, и объемы производства сократились в большей степени, чем в других странах, уточняет он. По его словам, по сравнению с прошлым кризисом заметно выросло число компаний, которые сокращают штат, вместо того чтобы сократить зарплаты.

По данным ежемесячного мониторинга Pyndeх, уже в прошлом году почти треть опрошенных компаний сокращали персонал и лишь 7% шли на снижения зарплат. В мониторинге принимают участие 83 российские и международные компании.

Многие российские работодатели увольняют менеджеров и не планируют останавливаться, говорит Лия Купчина, управляющий партнер Top Contact. Так выгоднее. Менеджеры понадобятся компаниям через год. Дешевле уволить, а потом нанять заново. Увольняют и топ-менеджеров, потому что у акционеров к ним накопилось много обид. Поэтому на бизнесе рекрутеров кризис сказывается не катастрофично, добавляет Купчина. В январе выровнялась ситуация с неплатежами (в декабре клиенты в массовом порядке не платили). Количество вакансий, над которыми работают в Top Contact, сократилось процентов на 30. Но и число консультантов тоже. Поэтому объем работы на консультанта остался прежним, говорит Купчина. С прогнозами роста числа вакансий по итогам первого полугодия 2009 г. она не согласна. Среди рекрутеров и их клиентов ходит шутка: в 2009 г. выручка останется такой же, как и в 2008 г. А это означает ее падение в долларовом выражении примерно на треть, иронизирует Купчина.

По словам Шеберстова, в январе 2009 г. объем работы рекрутинговых компаний сократился от 3 до 6 раз, он не знает ни одной рекрутинговой компании, которая прогнозировала бы на первое полугодие 2009 г. хоть какой-нибудь рост.