Борьба за выживание

Автобизнес «Донинвеста» показал рост по итогам 2008 г., но последние месяцы оказались провальными. С производственными планами на 2009 г. «Донинвест» обещает определиться к концу февраля

«Донинвест»

финансово-промышленная группа. Выручка предприятий автонаправления – более 31,2 млрд руб. (2007 г., РСБУ, СПАРК). Автобизнес представлен ООО «Тагаз» (выпускает снятые с производства в Корее модели Hyundai, а также Vortex Estina, Chery Tiggo, Tager и Road Partner), ООО «Ростовский автобусный завод» (городские и туристические автобусы Роаз-Zonda), ООО «Ростовский завод грузовых автомобилей» (автобусы Hyundai County, Hyundai Aero Town и тягачи Hyundai HD).

В 2008 г. производство легковых автомобилей «Тагаза» возросло на 38,86% против 46,8% в 2007 г. Ростовский завод грузовых автомобилей (РЗГА) и Ростовский автобусный завод («Роаз») сократили производство на 45,2% и 89,4% соответственно, сообщают администрация Ростовской области и Ростовстат.

Снижение объемов производства на этих предприятиях «Донинвеста» началось в сентябре. По данным Ростовстата, выпуск легковых автомобилей сократился на 20,7% до 7277 к августу 2008 г., грузовиков – на 75,7% до 302, автобусов – прекратился совсем. В декабре выпущен 4291 легковой автомобиль (+22,6% к ноябрю, -45,8% к декабрю 2007 г.), 357 грузовиков (-20,7%, -79,9%), 38 автобусов (в ноябре не производил, -92,6% к декабрю). Представители «Тагаза», РЗГА, «Роаза» от комментариев отказались.

Опрошенные «Ведомостями» дилеры «Тагаза», «Роаза», РЗГА считают, что основная причина снижения спроса – повышение цен в конце прошлого года. Из-за роста курса доллара с октября 2008 г. «Тагаз» увеличил стоимость легковых машин в среднем на 30 000 руб. (Hyundai Accent стал стоить от 460 000 руб.), плюс резко сократилось кредитование, на него приходилось до 50% продаж, говорит представитель дилерского центра «Тагаз» в Москве. В результате продажи за год упали на 15%, отмечает он. С января автопредприятия «Донинвеста» начали привязывать цены к курсу доллара, в итоге с декабря цена грузовика Hyundai Porter выросла на 100 000–120 000 руб. (сейчас – от 530 000 руб. за шасси), автобуса Hyundai County – на 120 000–150 000 руб. (от 1,554 млн руб.), говорит директор управления реализации автомобилей «Инфопром авто» Андрей Рожков.

Спад производства грузовиков дилеры объясняют неудачной моделью HD-450, от выпуска которой завод отказался в 2008 г., и непопулярностью ее последователя HD-500. Модель не универсальная, к ней подходит не каждый прицеп, объясняет Рожков.

С ноября 2008 г. производство автобусов Hyundai County практически остановлено в связи с переносом мощностей из Таганрога на площадку «Роаза», пояснял начальник департамента продаж «Роаза» Константин Дегтяренко. Перенос до сих пор не завершен, сообщили в обладминистрации.

«Донинвесту» следует сосредоточиться на производстве легковых автомобилей и подойти более ответственно к их комплектации, полагает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Потребительский спрос начнет восстанавливаться к середине года, тогда как корпоративный сектор – в лучшем случае к концу, отмечает она. Просто снижать цены нерационально, так как начнет страдать рентабельность, добавляет руководитель московского офиса А.T. Kearney Евгений Богданов.

Руководитель отдела маркетинга «Тагаза» Марина Заволженская сказала, что производственные планы по легковым, грузовым автомобилям и автобусам на 2009 г. появятся к концу февраля. В администрации Ростовской области сообщили, что мощности выпуска кроссоверов Chery Tiggo планируется довести до 20 машин в час (сейчас – 14).