Цитата недели


«Если невозможно сделать серьезный, реальный прогноз по мировой экономике <...> вырабатывая годовую стратегию, ты обязан взять в расчет самый плохой мировой сценарий из всех».

Анатолий Чубайс, гендиректор госкорпорации «Роснано»

Чубайс, в послужном списке которого посты министра финансов и вице-премьера, курирующего экономику, предложил правительству сориентировать бизнес на самые жесткие макропрогнозы. Произошло это, как водится, не на заседании правительства или, скажем, встрече президента с предпринимателями, а за границей – на экономическом форуме в Давосе.

В интервью из Давоса многое повидавший Чубайс выглядел обескураженным: он участвовал в форуме 19-й (!) раз и, по его словам, ни разу не сталкивался с тем, что самые мудрые, самые опытные люди с самым глубоким пониманием складывающихся тенденций не могут объяснить происходящее. Что будет дальше? Какие неприятные сюрпризы впереди? Когда ослабнет кризис? На эти вопросы ответа не прозвучало. «Я ехал сюда с ощущением, что все плохо. Теперь я понимаю, что все совсем плохо», – резюмировал глава «Роснано».

Поэтому он советует действовать по принципу «надейся на лучшее – готовься к худшему»: «Чтобы экономика быстро вышла из кризиса, нужно сейчас закладываться на самые плохие из всех возможных оценок». В частности, пересчитать бюджет на этот год исходя из самого пессимистичного прогноза: «Это касается всех базовых параметров. Никто не знает цену на нефть. Берем диапазон прогнозов. Что там – $25–50 за баррель? Тогда $25 – и точка. Ни доллара больше. Весь бюджет считать из самых плохих параметров».

Это ограничит возможности государства поддерживать бизнес деньгами, зато даст ему ориентир. В жесткие цифры предприниматели, менеджеры и население, возможно, поверят и тогда станут искать план активных действий, вместо того чтобы отказываться от всего, что позволяет быстро сократить расходы, и покупать валюту.

В самом деле, как можно что-либо планировать, когда, приняв прогноз основных экономических индикаторов, чиновники сразу начинают считать следующий. Февраль только начался, а курс доллара на рубль выше уточненного значения, заложенного в бюджет.

Это может вызывать только недоверие и раздражение. Между прочим, неспроста экономисты следят за индексами уверенности потребителей и предпринимателей. Наши эмоции – это разница между полученным и ожидаемым. Так что Чубайс, которому пришлось секвестировать бюджет, прав: не стоит ожидать ничего хорошего. Ошибемся – что ж, тем лучше.