Рубль не смотрится

Несмотря на кризис, в январе сборы кинотеатров оказались больше, чем в прошлом году. Но рост съела девальвация: в долларах затраты россиян и жителей СНГ на кино снизились на 15%

Лидеры. Сборы по России и СНГ в январе

«Обитаемый остров» – $21,5 млн

В январе кинотеатры в России и СНГ (за исключением Украины) выручили $78 млн, подсчитал журнал «Кинобизнес сегодня». Это на 14,6% меньше, чем в прошлом году: $91,3 млн. Для рынка СНГ это первое падение за многие годы: в январе прошлого года касса кинотеатров выросла на 57,5% по сравнению с январем 2007 г. ($58 млн). Но с учетом повышения курса доллара в рублях выручка все же оказалась больше – примерно на 12% (2,54 млрд руб. против 2,24 млрд руб. исходя из среднего курса за период). При этом посещаемость кинотеатров, по данным «Кинобизнеса сегодня», упала на 14% (минус 2,4 млн билетов).

Крупные сети пока не заметили снижения интереса к кино. «Мы довольны выручкой в январе, – заявила «Ведомостям» заместитель гендиректора сети «Киномакс» Ирина Туманова. – Люди ходили в кино точно не меньше, чем в прошлом январе». Гендиректор «Синема парка» Сергей Китин говорит, что в первой половине января по кинотеатрам сети, которые действуют больше года, зафиксировано небольшое увеличение выручки (до 2–3%). «По второй половине января данных у меня пока нет», – уточняет Китин.

Январь действительно мог быть вполне успешным для крупных игроков, в особенности на рынках Москвы и Санкт-Петербурга, указывает гендиректор кинопрокатной компании BVSPR Антон Сиренко. Но уже в январе стало заметно, как сильно просели регионы, где пострадали небольшие игроки и отдельные кинотеатры, именно за счет них могли упасть общие сборы. По данным «Невафильм Research», лишь 40% залов в России принадлежат крупным сетям, владеющим более чем 35 залами. К тому же падение посещаемости кинотеатры частично компенсировали повышением стоимости билетов (сейчас, по данным «Кинобизнеса сегодня», цена билета составляет около $6).

Кроме того, кинопрокатчикам приходится ориентироваться на очень хорошие результаты «Иронии судьбы. Продолжение», которая собрала в конце 2007 г. – начале 2008 г. $50 млн, что является абсолютным рекордом в СНГ. «Фильм существенно растянул рынок, так как привлек в кинотеатры тех, кто обычно в кино не ходит: 40% его зрителей составили люди, которые не были в кино долгие годы», – напоминает гендиректор «Централ партнершип Sales House» Марк Лоло. В этом году ни один фильм пока не может похвастаться подобными сборами: лидер проката – «Обитаемый остров» собрал, по данным «Кинобизнеса сегодня», $21,5 млн. «У «Обитаемого острова», который сам по себе сильный фильм, не было шанса снова сковырнуть с дивана этих бабушек – не та аудитория», – подтверждает Китин из «Синема парка».