Вектор


Трудные поиски

Сегодня совет директоров «Вымпелкома» рассмотрит вопрос о замене гендиректора, рассказали менеджеры, близкие к его акционерам, и несколько сторонних консультантов. Но руководить компанией, скорее всего, продолжит Александр Изосимов. Его контракт истекает 1 января 2010 г., но он готов уйти и раньше, если найдется преемник. «Альфа-групп» и Telenor (44% и 29,9% голосующих акций «Вымпелкома» соответственно) обсуждают кандидатов с прошлого года, но фаворитов нет, рассказывают источники. Приоритет – российские менеджеры, работавшие в потребительской сфере, уточняют источник, близкий к одному из акционеров «Вымпелкома», и консультант. В основном это гендиректора, добавляет менеджер, близкий к самому оператору; исключение – Жан-Пьер Вандромм, исполнительный вице-президент по развитию бизнеса в России, возглавлявший оператора фиксированной связи Golden Telecom (поглощен «Вымпелкомом» год назад). Похожими критериями акционеры «Вымпелкома» руководствовались и в 2003 г., подыскивая замену тогдашнему гендиректору Джо Лундеру. Но перед сменившим Лундера Изосимовым стояла задача повернуть «Вымпелком» лицом к клиенту. Его преемнику, похоже, придется начать с другого – с урезания бюджета. Ведь у «Вымпелкома» самый большой среди операторов сотовой «большой тройки» долг – около $8 млрд.

Мечты сбываются

Росавиация аннулировала сертификаты эксплуатантов у двух оставшихся перевозчиков альянса «Эйрюнион» – «Красэйр» и «Домодедовских авиалиний», говорится в сообщении ведомства (остальные участники альянса – «Самара», «Омскавиа» и «Сибавиатранс» лишились сертификатов в январе). Без сертификата осталась и грузовая «Тесис». Но и теперь в России остается целых 170 авиакомпаний. Чиновники все говорят, что необходима консолидация отрасли, что оптимальное число перевозчиков – не более десятка, но процесс шел неспешно, объединительные сделки были редкими. Прошлогодний топливный кризис и нынешний финансовый исполняют давнюю чиновничью мечту. И в хорошие времена авиационный бизнес не отличается высокой рентабельностью, а сейчас в зоне риска даже крупнейшие игроки. Второй перевозчик страны – «Сибирь» объявила вчера о техдефолте по выкупу облигаций, не найдя 2,3 млрд руб. Компания предложила инвесторам реструктуризацию долга (она готова купить 20% бумаг сразу, затем 40% в течение мая – августа 2009 г. и столько же в мае – августе 2010 г., сообщил сотрудник Райффайзенбанка). С ГТК «Россия» собирается судиться ее базовый аэропорт «Пулково»: перевозчик накопил долгов на 370 млн руб., передает «Интерфакс». А ведь авиаторам еще предстоит пережить низкий сезон – он как раз начался.

Цены на каждый день

Аптечные сети просят дистрибуторов фиксировать цены на лекарства: переговоры ведут сразу несколько ритейлеров, рассказала исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Елена Неволина. Сейчас поставщики вправе в любой момент изменить цену товара. В последние месяцы цены на препараты растут в прайс-листах поставщиков едва ли не каждый день, в январе они прибавили 10–15%, рассказывает гендиректор «Первой помощи» Виталий Власов; поэтому он просит поставщиков зафиксировать цены на месяц. Гендиректор петербургской «Фармации» (сети «Новая аптека» и «Здравница») Евгений Богданов говорит, что пытается договориться хотя бы о неделе.

Для поставщиков продуктов питания фиксация цен в договорах с ритейлерами – нормальная ситуация. Однако фармдистрибуторы идти навстречу сетям не готовы. Об этом можно говорить, только если цены зафиксируют производители, считают представители «Протека», СИА и «Катрена». Скорее всего сетям не удастся уговорить поставщиков: по данным «Фармэксперта», СИА и «Протек» занимают по 20% рынка, «Катрен» – 10%. А крупнейшая российская аптечная сеть «36,6» – только около 7%.