Минус 40%

Крупнейшие издательские дома России, в состав которых входят деловые издания, готовы к тому, что их доходы в этом году будут на 30–40% ниже, чем в 2008 г.
М.Стулов

Не надейтесь. 1,06

млрд долларов. до такого уровня снизятся доходы российских издательств в этом году, ожидают аналитики ING. Это на 41% меньше доходов в 2008 г.

Издательский дом (ИД) «Коммерсантъ» прогнозирует в этом году снижение своей выручки: она на 38% меньше, чем в 2008 г., заявил вчера гендиректор «Коммерсанта» Демьян Кудрявцев. Выручка компании в 2008 г., по собственным данным, составила $129 млн, EBITDA – $18,5 млн. В январе 2009 г. и этот прогноз, по его словам, скорее всего будет недовыполнен на 5%.

«Бизнес ньюс медиа» (издает «Ведомости» и SmartMoney) с января живет с бюджетом, который ниже на 30%, чем бюджет прошлого года, говорит гендиректор Михаил Дубик. «Наши прогнозы по доходам в январе сбылись, – рассказывает он. – Как будет развиваться ситуация дальше, точно сейчас предсказать невозможно, необходимо дождаться по крайней мере марта». ИД Родионова, по словам его коммерческого директора Анастасии Клименко, считает «реальным» в этом году получить 70–75% от прошлогодней выручки. «И судя по результатам января, оправдываются не самые веселые наши прогнозы», – добавляет она. Гендиректор Axel Springer Russia Регина фон Флемминг ожидает, что в этом году доходы ИД будут на 40% ниже, чем в прошлом. Гендиректор медиахолдинга «Эксперт» Валерий Фадеев не стал прогнозировать бюджет своего ИД, отметив лишь, что «ситуация в этом году будет, конечно, хуже, чем в прошлом».

По «рабочему сценарию» РБК, по словам ее гендиректора Юрия Ровенского, ожидает снижения доходов по всей группе на уровне 30%. При этом, уточняет Ровенский, произойдет перераспределение доходов между разными медиа внутри холдинга: рекламодатели оптимизируют бюджеты и отказываются от имиджевой рекламы в газетах, журналах и на ТВ и направляют эти бюджеты на интернет-рекламу. Интернет-подразделение РБК и в январе показало рост, утверждает Ровенский.

Все ИД, кроме «Коммерсанта», не раскрывают свою выручку. 87% доходов деловые еженедельники получают от рекламы, оставшиеся 13% – от распространения, отмечает Клименко из ИД Родионова. У газеты «Коммерсантъ» это соотношение 70 к 30, говорит коммерческий директор ИД Павел Филенков.

Об однозначном снижении рекламных бюджетов в этом году заявила четверть из 70 директоров по маркетингу и бренд-менеджеров компаний, входящих, по данным TNS, в число 100 крупнейших рекламодателей России (опрос в декабре 2008 г. – январе 2009 г. проводило агентство PR Technologies по заказу компании IMHO VI). Половина опрошенных сказали, что намереваются сохранить маркетинговые расходы на уровне 2008 г., 20% не определились с размером затрат, и лишь 8% заявили, что рассчитывают их увеличить.

Кудрявцев полагает, что пик кризиса на рекламном рынке еще не достигнут и дальше ситуация будет еще хуже. Этот год, говорит он, переживут лишь семь из 10 крупнейших ИД России. «В этом году прибыльными будут только лидеры», – считает фон Флемминг. «Полная гибель кого-то из медиахолдингов, которые входят в топ-10, маловероятна, – полагает Ровенский, – сложности будут, конечно, у всех, но это скорее приведет к закрытию отдельных продуктов либо к смене собственников».